Проблема домашних заданий. О ней столько говорится! А вопросы не кончаются. Проверенные опытом работы рекомендации родителям и учителям дают психологи.
Психологическая служба в образовании давно уже стала реальностью. Характеры запросов, то есть вопросы к психологу, у учителей и законных представителей учащихся могут быть различными, но традиционно много вопросов вызывает проблема выполнения учениками домашнего задания. Вот, например, одно из обращений. «Мой сын учится в пятом классе. Я думала, что я сделала все, чтобы он был успешен в школе. Но оказалось, что это не так. Когда он выполняет домашнее задание, довольно часто отвлекается. Если он выполняет его один, а так бывает часто в силу моей занятости, проходит полчаса, а он еще почти ничего не сделал или сделал очень небрежно. Вообще же он часто просит моей помощи или ноет, чтобы рядом посидела. Я разбираю с ним задание, он все понимает, и я вижу, что он может сделать его сам, без моей помощи. Из-за этого я сержусь на него, раздражаюсь. Результат - он в слезы, я в крик».
Понятно, что это проблема не только данной мамы, с ней часто сталкиваются и многие другие родители, причем не только учащихся средних классов. Раздражение и недовольство ребенком в этой ситуации совершенно неконструктивно. Прежде всего, родителям надо понять реальные проблемы ребенка, а не навешивать на него ярлык лентяя и неумехи. Причин подобного поведения ребенка на самом деле может быть много. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций.
А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное, существенное. Очень часто ребенок, особенно в 1 и 2 классах, испытывает трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это не лень или нежелание работать, а вполне объективные трудности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности. Итак, первым правильным шагом в подобной ситуации будет обращение к специалисту: дефектологу, психологу, неврологу. Именно они позволят вам понять объективные первопричины трудностей в обучении. Профессионально грамотно посоветуют, как помочь ребенку.
Но многое зависит и от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего ученика может оказаться так называемая организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что ребенку необходимо обратить внимание в своей работе.
Не могу не сказать, что начинать, безусловно, надо с помощи ребенку в организации его рабочего места. Конечно, об этом родителям следует подумать заранее. Выделить ребенку отдельную комнату для приготовления уроков могут далеко не все. В этом случае особенно важно организовать в комнате, где живет ребенок, две отдельные зоны, «игровую» и «рабочую», и визуально отделить их друг от друга, так, чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Для этого можно использовать передвижную перегородку - подойдет ширма, стеллаж, или подвешенные тканевые жалюзи. Визуально разделить пространство можно также, наклеив обои нейтрального цвета в «рабочей» зоне, в отличие от остальной части комнаты.
Оформляя рабочее место ребенка, родителям следует помнить о том, что создаваемая атмосфера должна располагать к труду, к учебе (игрушки, телевизор и прочее лучше разместить в «игровой» части комнаты). Например, можно повесить на стене разработанный родителями (вместе с ребенком!) режим дня или расписание уроков, какие-либо учебные таблицы, географические карты. На свободной стене родители могут разместить полку или специальные тканевые кармашки, в которые ребенок будет складывать какие-то важные для него вещицы.
Теперь о выполнении самого домашнего задания. Иногда бывает целесообразным разбить весь объем работы ребенка на отдельные мелкие части и поэтапно работать с каждой, помогая ему при этом переключаться с одного задания на другое.
Могут возникнуть ситуации, когда первокласснику стоит напомнить, какой учебник надо достать из портфеля, вместе с ним найти нужную страницу, номер упражнения. Этим вы сэкономите время и силы ребенка.
А главное - не торопите его! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить начинающего ученика, увеличить его нервозность. Под давлением взрослого ребенок может быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Однако еще раз повторю, что продуманный внешний контроль со стороны родителя (или учителя, если домашние задания ребенок выполняет в классе), как правило, повышает эффективность работы ученика.
Кроме того, спокойная и доброжелательная помощь поможет малышу не только сэкономить силы, но и поверить в себя и свой скорый и обязательный успех. И не надо бояться того, что ребенок никогда не станет самостоятельным - ведь при сопровождающей, поддерживающей помощи мы не лишаем его инициативы, не навязываем жестко свой способ действия.
Разумеется, это общие рекомендации: каждая ситуация индивидуальна, как и ребенок. НО! Важно, чтобы растущий человек верил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать, его познавательной активности хотя бы на самых простых заданиях.
В реальности очень немногие родители принимают такую установку, что обычно связано с полузабытым собственным школьным опытом, который долгие годы у многих из нас продолжает оставаться источником тревожности, переносимой на своих детей.
Обратимся еще к одному вопросу, который также довольно часто задается учителями начальной школы психологам. «Меня беспокоит то, что некоторые ученики, не только неуспевающие, но и «хорошисты», тратят слишком много времени на приготовление домашнего задания. Они не успевают дома полноценно отдохнуть и на уроки приходят вялые, нервозные, а потому работают плохо, часто бывают пассивны. С одной стороны, вроде бы и хорошо, что ученики так стараются, но как это скажется на здоровье?»
Трудно не согласиться с этим учителем и не признать того, что ничего хорошего в подобном «старании» ребят нет. Часто такая ситуация бывает связана с тем, что некоторые родители очень нервно воспринимают возможную неуспешность своих детей, выраженную учительской отметкой. Некоторые мамы и папы бессознательно относятся к отметке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность, а иногда и связанные с нею родительские амбиции, принуждают ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будет отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться, черновики при этом считаются обязательными. Но увеличение объема работы может привести лишь к нарастанию количества ошибок у ребенка. А это вызывает уже вторичное бабушкино или мамино раздражение и язвительные замечания в адрес ребенка. Бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания, он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить, с чего начать. Он или смотрит в окно или начинает играть. А время идет... Потом приходят взрослые и... Я думаю, можно не продолжать.
И в первом, и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении интереса к учению, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей. Есть и еще один отрицательный результат: ребенок получает опыт и знание того, что учиться «небезопасно», да еще к тому же трудно и скучно. Поэтому в данной ситуации говорить о формировании полноценной учебной мотивации, об осознанном принятии ребенком позиции ученика просто не приходится.
В нормативных документах, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь для организации образовательного процесса, чётко указано, каков объём домашних заданий должен быть для учащихся по классам.
Следует помнить, что перед началом работы ребенку необходимо полноценно отдохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.
Кроме того, для эффективной работы необходимы перерывы - работать без отдыха ребенок может недолго. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 10 минут, письмо - 5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также специальные упражнения для глаз, кистей и пальцев рук.
Через 40-45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв - можно дать ребенку возможность перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на турнике. Только не стоит смотреть телевизор или играть в компьютер. Помните - должны отдохнуть глаза, и поработать и другие группы мышц.
Учителя начальных классов, готовясь к родительскому собранию, к встрече с обеспокоенными мамами и бабушками, задают и такой вопрос: «С каких
предметов следует начинать выполнение домашнего задания?»
Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребенка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив на «закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам планирует выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать, дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся более интересными.
Внимательным родителям дома нетрудно организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха: они знают своего ребенка и чувствуют его состояние. А как быть учителю в классе, где 30 человек? По каким признакам он может понять, что ученики устали? Прежде всего, следует обращать внимание на осанку детей. Многие при утомлении часто «ложатся» на парту, «сползают» с нее, откровенно при этом зевая. Другим показателем утомления является снижение чувствительности учеников: для того, чтобы привлечь их внимание, учителю приходится чаще повышать голос.
Учитель может заметить у ребят и потерю интереса к выполняемому заданию, что связано со снижением продуктивности умственной деятельности, ухудшением концентрации внимания. Следует помнить, что в процессе обучения утомление неизбежно, об этом, кстати, надо обязательно сказать и родителям учеников. Нагрузка, которую мы даем детям, должна дозироваться таким образом, чтобы она могла полностью компенсироваться последующим отдыхом. Если же этого не происходит, то утомление ребенка накапливается и переходит в хроническое переутомление. А этого быть не должно.
Режим дня ученика начальной школы необходимо тщательно планировать с учетом того, например, что ребенок должен находиться на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Сочетание свежего воздуха, движения и положительных эмоций позволит ему зарядиться бодростью и энергией, и он обязательно с помощью учителя и родителей справится со школьными трудностями.
Литература: Журнал "Практика образования", №1, 2008 г.
Вернуться в раздел Родителям