Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Правовая страничка

  

 

(дополнение к методическим рекомендациям «Организация работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях образования» (2014), размещенным на сайте ГОИРО в разделе «Методические рекомендации»)

 

Проблема организации системы предупреждения правонарушений, в том числе рецидивных преступлений несовершеннолетних.

Рецидивная преступность несовершеннолетних была и остается в числе наиболее опасных видов преступности. Ее обусловленность заключается в том, что совершение преступления во второй и более раз свидетельствует об упорном стремлении лица продолжать преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении его уголовно-правовые меры. 

Рецидив преступлений молодежи, особенно несовершеннолетних, связан с возрастными границами и имеет свои особенности. Они проявляются в уровне, структуре, динамике, факторах и мотивации при совершении  преступлений. Соответственно имеется и специфика организации борьбы с преступностью несовершеннолетних и рецидивом преступлений. Эти особенности, в конечном счете, обуславливаются личностными качествами несовершеннолетних и их статусом в обществе.

Анализ статистических данных за 2014 г.  свидетельствует о том, что на территории области отмечается рост числа несовершеннолетних лиц, совершивших преступление – на 15,4 % (с 356 до 411); лиц, имеющих судимость и совершивших преступления – на 60 % (с 25 до 40); лиц, совершивших преступление в группах – на 9,7 % (со 154 до 169); а также грабежей – на 14,3 % (с 14 до 16); мошенничества – на 55,6 % (с 9 до 14); хулиганств – на 28,9 % (с 38 до 49); незаконного оборота наркотиков – в 3,4 раза (с 25 до 84).

На учете в ИДН РОВД области на конец 2014 года состояло 2586 подростков. Из числа состоящих на учете подростков: 13,5 % (348) – в возрасте до 13 лет; 28 % (723) – в возрасте 14-15 лет; 58,6 % (1515) – в возрасте 16-17 лет.                                     

Понятие рецидивной преступности. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности

Рецидивная преступность представляет собой один из наиболее опасных видов преступности. Термин «рецидив» происходит от латинского слова recidivus, т.е. «повторение, возобновление, возвращение явления». В криминологии используется понятие фактического (криминологического) рецидива преступлений, которое шире уголовно-правового понимания этого явления. В уголовном праве рецидивом признается совершение нового умышленного преступления лицом, имеющим неснятую и непогашенную судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Фактический же рецидив наряду с этим включает совершение новых преступлений лицами:

 -       судимость которых снята или погашена;

 -       возраст которых при совершении предыдущего преступления не соответствовал возрасту уголовной ответственности;

-        ранее совершившими преступления и освобожденными от ответственности по не реабилитирующим основаниям (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием; освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим; освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности и т.п.);

-        совершившими новые преступления в период предварительного расследования или судебного рассмотрения дела о предыдущем преступлении.

Различают рецидив общий и специальный. Общий рецидив имеет место в том случае, когда лицо, имеющее судимость, вновь совершает преступление, которое по своему характеру неоднородно с предыдущим деянием.

Однородные преступления характеризуются следующими показателями:

-        посягательства совершаются на одинаковый или подобный непосредственный объект (например, личное или общественное имущество);

-        при одинаковой форме вины (умысел);

-        одним и тем же или подобным способом.

Если новое преступление и то деяние, за которое лицо уже было осуждено, являются по своему характеру однородными, речь идет о специальном рецидиве.

Кроме этого, Уголовный кодекс Республики Беларусь в ст. 43 указывает на простой (ч. 1), опасный (ч. 2) и особо опасный (ч. 3) рецидив.

В зависимости от числа последующих судимостей рецидив может быть:

-        однократным (лицо, совершившее преступление, было уже один раз осуждено);

- многократным.

Осуществлять борьбу с однократным рецидивом существенно легче, нежели с многократным, так как антисоциальная направленность поведения однократных рецидивистов еще не стала устойчивой. Борьба с многократным рецидивом является более сложной в профилактическом плане, но она проще с точки зрения оперативно-розыскной деятельности и применения уголовно-правовых мер, поскольку соответствующий контингент преступников, по существу, известен правоохранительным органам.

Рецидив – это проблема, относящаяся главным образом к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Как правило, наибольшее количество новых преступлений совершается рецидивистами в первый год после освобождения, затем год от года их количество уменьшается. Критический срок – это 3 года после освобождения.

У лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, рецидив преступлений незначителен.

Общественная опасность преступлений, совершаемых рецидивистами, обусловлена не только тем, что преступник стремится продолжать преступную деятельность, но и тем, что такие преступления нередко характеризуются тщательной продуманностью и подготовленностью, умелым сокрытием следов преступления и предметов, добытых преступным путем.

Наиболее рецидивоопасными преступлениями в структуре этого вида преступной деятельности являются кражи, хулиганство, разбои и грабежи.

Доля групповой преступности в структуре рецидива ниже, чем в структуре преступности в целом. Многие рецидивисты в целях конспирации предпочитают действовать в одиночку. Они стараются вовлекать в преступную деятельность новых лиц. Передают им свой опыт и навыки преступного поведения, повышают уровень преступной квалификации.

Многие рецидивисты, допустившие многократный рецидив, под влиянием негативных социальных и экономических процессов, происходящих в современном обществе, начинают совершать примитивные преступления, степень тяжести которых невелика.

Характеристика личности рецидивиста

Рецидивисты характеризуются в основном теми же признаками, что и личность преступника вообще. Чаще всего рецидивисты начинают свою преступную карьеру в несовершеннолетнем возрасте или в первые годы после наступления совершеннолетия.

Особенности личности несовершеннолетних, совершающих преступления:

- не полностью выработанная, сложившаяся и укрепившаяся социальная направленность;

- недостаточно развитые воля и чувства. Отмечается ослабление самоконтроля, завышение или занижение самооценки, уровня самокритичности, неумение обдумывать поступки, а тем более – их последствия;

- неспособность контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях.

Чем взрослее человек, тем ниже вероятность рецидива.

Типичной чертой личности рецидивистов является отсутствие трудовой активности, рецидивисты трудно поддаются исправлению и перевоспитанию, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, рецидивисты подчеркивают свою принадлежность к преступному миру (жаргон, татуировки и т.п.).

С точки зрения культурно-образовательного уровня несовершеннолетних преступников необходимо отметить, следующее:

 - несовершеннолетние преступники плохо учатся, чаще нарушают дисциплину, отчуждаются от коллектива;

- для них характерна ограниченность духовных запросов: они, как правило, не посещают выставок, театров, библиотек, мало или совсем не читают, предпочитают «легкие» фильмы, развлекательные передачи;

 - для них свойственны праздное времяпрепровождение, бесцельные прогулки по улицам, сборы в укромных местах (в подвалах, на чердаках, крышах и т.д.), совместное распитие спиртного, употребление токсинов или наркотиков, драки, издевательства над младшими и слабыми.

Нравственное сознание рецидивистов характеризуется существенным отклонением от нормы и антисоциальной направленностью. Для них характерен индивидуализм и даже, скорее, эгоцентризм, а также замена нравственных принципов низменными качествами.

В эмоционально-волевой сфере несовершеннолетних рецидивистов, как правило, преобладают:

 - ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к чувствам и переживаниям окружающих,эмоциональная холодность, эгоцентризм, несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие достаточного уровня самокритичности;

 - эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость и подозрительность, дерзость, упрямство, тщеславие;

 - разрыв между уровнем требований к себе и к окружающим, завышенная самооценка.

Таким образом, несовершеннолетние правонарушители имеют специфические (но не столько врожденные, сколько приобретенные) личностные особенности. Многие из этих особенностей – результат внутрисемейных проблем и ошибок в воспитании детей, прежде всего – со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Необходимо отметить, что именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка. При этом нельзя не учитывать роль и значение в этом процессе учреждений образования, других социальных институтов, направленных на профилактическую деятельность.

Антисоциальное поведение несовершеннолетних правонарушителей обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка.

Предупреждение рецидивной преступности

Предупреждение осуществляется как применением общесоциальных мер, так и специально-криминологических и индивидуальных. Так, важное значение приобретают следующие меры:

-        обеспечение неотвратимости наказания преступников;

-        избрание мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности;

-        оптимизация системы назначения наказаний, когда учитываются все личностные особенности самого виновного и характер содеянного;

-        широкое применение осуждения с отсрочкой исполнения наказания  и  с условным неприменением наказания;

-        система мер, направленных на ресоциализацию отбывших наказание лиц (трудоустройство и обеспечение жильем);

-        улучшение деятельности исправительных учреждений;

-        создание специальных центров социальной помощи и реабилитации

осужденных;

-        повышение эффективности таких форм уголовной ответственности, как превентивный надзор и профилактический надзор за осужденными.

Данные формы закреплены в статьях 80 и 81 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Так, профилактическое наблюдение устанавливается за лицом, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление, либо:

-        осужденным с отсрочкой исполнения наказания;

-        осужденным с условным неприменением наказания;

-        осужденным без назначения наказания;

-        осужденным несовершеннолетним, которому назначены принудительные меры воспитательного характера.

Профилактическое наблюдение осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией в течение всего срока судимости.

Эффективность предупреждения рецидивной преступности в значительной мере зависит от надлежащего информационного обеспечения субъектов профилактики о состоянии, закономерностях развития данного феномена, причинах, условиях, обусловливающих рецидив, личности лица, допустившего рецидив преступлений, результативности мер, применяемых для предупреждения данной разновидности преступности.

В отношении несовершеннолетних с устойчивой негативной направленностью каждый субъект профилактики должен строго индивидуально подходить к выбору и применению средств, методов и приемов профилактического воздействия с учетом социальных, психологических, интеллектуальных и других особенностей личности подростка. При этом все субъекты профилактики должны соблюдать следующие условия:

- выявлять и пресекать источники негативного влияния;

- разъяснять несовершеннолетним правовые последствия правонарушений;

- стимулировать позитивные сдвиги в поведении личности.

Организация социально-педагогической и психологической помощи таким несовершеннолетним предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения в рамках сотрудничества всех участников образовательного процесса, а также в условиях межведомственного взаимодействия.

Можно выделить этапы социально-педагогического и психологического сопровождения и поддержки несовершеннолетних с устойчивой негативной направленностью:

  1. Изучение индивидуально-типологических особенностей развития несовершеннолетних, особенностей их воспитания, умственного развития и формирования отношения к учению, профессиональной направленности, особенностей развития эмоционально-волевой сферы, истоков патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: отсутствие внимания со стороны родителями; неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь несовершеннолетнему разобраться в своих проблемах, найти пути их решения.
  4. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, с целью формирования ответственного поведения, способности осознания своих поступков, формирования потребности самопознания и саморазвития, формирование конструктивного взаимодействия с окружающими и навыков саморегуляции.
  5. Коррекция воспитательного воздействия выбранных средств воспитания, разработка рекомендаций всем участникам образовательного процесса.

Упор в профилактической работе должен быть сделан на сферу досуга, и посредством этого осуществлять влияние на другие сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего правонарушителя. Необходимо уделять внимание и мерам его социальной адаптации. Социальная  помощь  лицам,  отбывшим  наказание,  сочетающаяся  с рациональным социальным контролем за их поведением – вот два основных условия успешной социальной адаптации.



Вернуться в раздел Правовая страничка
Соседние подразделы:
Платные услуги
Государственное учреждение образования «Гимназия г. Хойники» в 2021/2022 учебном году предлагает дополнительные платные образовательные услуги:...
Оздоровление
Классные руководители - родителям
Уголок забытых вещей
Школа будущих первоклассников
Родительский университет
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Cемейные ценности
Школьная форма

Выберите язык сайта

Контакты

(2346)41024
hnkgimnaziya@roohoyniki.by

ул. Лермонтова, д. 16, 247618, г. Хойники, Гомельская обл.,
Открыть контакты

2024

2024 - Год качества

Интересные

Осенние каникулы | Сайт ГУО «Средняя школа №15 г.Могилева»

"Марафон единства"

Выпускникам

Добро пожаловать!

Родительский универ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — Ещё один сайт на WordPress

Психологическая помощь

Безопасность и право

ШАГ

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Память

Память и боль белорусской земли | Гомельская область | Гомель

Нет наркотикам!

Мы в СЕТИ

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Хойники» в 2021/2022 учебном году предлагает дополнительные платные образовательные услуги:...
Открыть раздел Платные услуги
Уголок забытых вещейЕсли в течение трех месяцев с даты утери не найдется владелец, вещи будут переданы в социальный приют....
Открыть раздел Уголок забытых вещей
Уважаемые родители! Ваш ребенок обучается в государственном учреждении образования....
Открыть раздел Школьная форма
Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития....
Открыть раздел Попечительский совет
Шестой школьный деньШестой день учебной недели используется для укрепления физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника, участия...
Открыть раздел Шестой школьный день
Школьная формаУважаемые родители! Ваш ребенок обучается в государственном учреждении образования....
Открыть раздел Школьная форма
Присоединение Республики Беларусь к Марракешскому договору Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
Уважаемые родители, учащиеся, педагоги!...
Открыть раздел Служба медиации
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Обратная связь
Республиканский конкурс «Открываем Беларусь» проводится с марта по октябрь 2024 года на призы Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента...
Открыть раздел Конкурс "Открываем Беларусь"
The LineAct Platform