Содержание урочной деятельности (с учетом решения задач в области духовно-нравственного образования) на уровне І, ІІ и ІІІ ступени общего среднего образования представлено во всех учебных предметах. Выход на метапредметные результаты осуществляется путем использования ценностно- и личностно-ориентированных подходов. Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности рекомендуется осуществлять при использовании наглядного, словесного, практического методов. Наглядный метод используется в процессе: - чтения педагогом рассказов; - наблюдений; - показа сказок (педагогом, детьми); - рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; - проведения дидактических игр. Словесный метод наиболее эффективен в процессе: - чтения литературных произведений учителем или обучающимися; - бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов учителя; - ответов на вопросы педагога, детей; - проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); - загадывания загадок; - рассматривания наглядного материала; - рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбора житейских ситуаций; - проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; - чтения литературных произведений родителями. Практический метод используется, когда необходимо: - организовывать продуктивную деятельность обучающихся; - провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); - организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины; - изготовить с детьми наглядные пособия для занятий. Задачи педагога при организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся:
- Ориентироваться на индивидуальные интересы и личность ученика: - школьник должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют ему, советуются с ним; - создание условий на уроке для обеспечения возможности высказать своё мнение, предложение, сделать свободный выбор позиции.
2.Ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), опора на сензитивность (чувствительные компоненты) развития, вера в возможности и перспективы каждого школьника:
- развивать в каждом школьнике уверенность в своих способностях преодолевать трудности;
- мобилизация их стремления к личностному росту;
- спокойное и оптимистическое отношение педагога к успехам и неуспехам школьника;
- формальный результат не отождествлять с внутренним миром развивающегося человека;
- недопустимы антипедагогические меры, подчёркивающие успехи или неудачи школьника.
- Осуществлять сотрудничество со школьниками в процессе обучения:
- развитие внимательности учащихся (приём Ш.А. Амонашвили «допущение ошибок»);
- ответы на вопросы учащихся;
- учет рекомендаций учащихся по поводу организации урока.
- Быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Непозволительно повышение голоса, крик, брань, невнимание, высокомерие, надменность, угроза, принуждение.
- Установить отношения со школьниками на основе взаимного доверия: - обязательное выполнение обещанного; - искренность; - выдвижение перспектив на развитие.
- Поднимать авторитет каждого школьника среди товарищей и в семье: - благородные поступки должны получить общественную оценку; - каждый поступок рассматривается на фоне уже завоёванного авторитета; - утверждать авторитет каждого школьника.
- Постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить этике общения: - обсуждение жизненных ситуаций; - умение слушать друг друга; - проявление толерантности.
- Проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого школьника.
Требования, предъявляемые к уроку духовно-нравственной направленности:
- Урок духовно-нравственной направленности – это облагораживание души и сердца ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем
- Урок духовности всегда является завершенным целым и звеном в системе других уроков одновременно. Знания, полученные на этом уроке, становятся основой для взаимоотношений на учебных занятиях.
- Урок, как завершенное целое, должен быть целенаправленным; все компоненты урока должны быть взаимосвязаны, взаимообусловлены и объединены единой целью (цель – «доступ ко всем сферам духовного опыта»).
- Урок должен соответствовать современному научному пониманию духовных ценностей человека.
- Урок духовности – это воплощение гуманно-личностного подхода, основанного на сотрудничестве и общении.
- Урок духовности должен быть логически и композиционно стройным, по возможности завершенным
- Обоснованный и целесообразный отбор методов и приемов обучения, которые должны соответствовать следующим условиям: уровню подготовленности класса, возрастным особенностям учащихся, личности учителя.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Вернуться в раздел Материалы из опыта реализации проекта
О проекте
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.08.... |
|
Мероприятия
|
|
Информационные продукты
|
|
Методическое обеспечение
ИТОГИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на... |