И. М. Апанасюк, Е. В. Бондаренко
Проект индивидуальной образовательной программы «Развитие гражданских и патриотических качеств личности учащегося средствами проектной деятельности с использованием ИКТ»
ВВЕДЕНИЕ
Все мы, педагоги, задаемся вопросом: как воспитать настоящего патриота своей Родины, личность, преданную ей, готовую к подвигам ради нее? Человека, который любит свою страну, свой народ, культуру, язык и готов защищать свою страну [3]. Как сделать так, чтобы наши талантливые учащиеся возвращались после учебы на свою малую родину, работали ради ее блага, гордились ее достижениями и культурой, стремились защищать интересы своей родины и своего народа?
Одной из основных задач системы образования Республики Беларусь является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии [1, с. 15]. Эта задача также находит отражение в «Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.», где отмечено, что воспитание должно быть направлено на «формирование ответственной, конкурентоспособной личности, готовой к жизни в обществе, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь» [2, с. 5]. На наш взгляд, в основе решения данной задачи лежит воспитание личных качеств человека, его чувств. Поэтому нужно создавать ситуации, когда ребенок будет испытывать чувство гордости за свою страну.
На протяжении нескольких лет сформировался опыт работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в рамках работы объединения по интересам «PROКРАЙ!» (приложение 1). Группа учащихся создает творческие проекты, которые являются результатом их коллективной деятельности. Каждый участник проекта вносит свой вклад в его создание в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.
Подготовка проектов проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это находит отражение в том, что все проекты создаются в форме мультимедийных презентаций, электронных книг, альбомов, интерактивных игр и видеоочерков. Эта деятельность не «начинается и не заканчивается по звонку», она ведется непрерывно.
Опыт работы в данном направлении продемонстрируем на примере разработанной индивидуальной программы личностного роста для одного из участников объединения по интересам, учащейся VIII класса Машук Екатерины.
Учащаяся имеет высокий уровень мотивации к обучению и высокие интеллектуальные способности. Проявляет ярко выраженный интерес к учебным предметам: английский язык, информатика, русская литература, белорусская литература, история. Ей свойственна любознательность, потребность в познавательной, творческой деятельности. Катерина испытывает радость от путешествий, чтения книг. Любит общаться в сети Интернет, имеет открытый характер, инициативна, общительна с одноклассниками. Пишет стихи, посещает драматический кружок. Мечтает издать сборник собственных стихов и прославить свою малую родину.
Цель программы: формирование патриотических качеств личности и ответственного гражданского поведения через приобщение учащейся к проектной деятельности по созданию электронных ресурсов по истории и культуре родного края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создать развивающую среду, где учащаяся могла бы реализовать свои способности и интересы;
содействовать развитию стремления учащейся изучать свой край, знать историю малой родины;
способствовать формированию гражданских и личностных качеств учащейся;
развивать у учащейся умение самостоятельно приобретать и применять знания и умения для достижения своих целей.
При разработке и реализации индивидуальной образовательной программы использовались принципы сотрудничества с семьей, природосообразности, интенсивного восприятия и развития, открытого общения и психологической комфортности [4, с. 3].
Основными формами реализации программы является индивидуальные занятия (теоретические и практические), экскурсии, походы, конференции, конкурсы и т.д. Основные методы реализации образовательной программы: педагогическое требование, приучение, практическая работа, интервьюирование, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, поощрение, перспектива, ситуация успеха наблюдение, самоанализ, самоконтроль и др.
Срок реализации программы – 4 года.
Результатом реализации программы может быть:
воспитание патриотических качеств личности;
формирование ответственной гражданской позиции;
формирование коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Индивидуальная образовательная программа реализуется по четырём направлениям: культурно-историческое, туристско-краеведческое, духовно-нравственное, военно-патриотическое. Практическим результатом является творческий проекты по каждому направлению (приложение 2-7).
Каждое направление реализуется в четыре этапа.
Поисковый. Уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация, определение и анализ проблемы, постановка цели проекта.
Аналитический. Анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта, анализ ресурсов.
Практический. Реализация запланированных шагов (действий), освоение различных технологий деятельности, освоение компьютерных программ, новых способов деятельности (видеосъемка, работа с компьютером и др.).
Презентационный. Подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (публикация, участие в конкурсах и конференциях).
Работа по всем направлениям происходит циклически, незначительно меняется только содержание деятельности в зависимости от выбранного направления.
Ниже продемонстрируем план работы по одному из направлений.
Таблица 1. – Индивидуальный план работы по культурно-историческому направлению
Этапы |
Содержание деятельности |
Кол-во часов |
Прогнозируемый результат |
Поисковый |
Участие в мероприятиях, посвященных празднованию Международного дня родного языка |
1 |
Тематическое поле: проект о традициях, обрядах и поверьях Хойникщины. Определены проблема и цель проекта. |
Участие в театрализованном представлении «Масленица». |
1 |
||
Участие в обряде «Проводы русалки». |
1 |
||
Консультация с педагогом по уточнению темы проекта, целей и задач. |
1 |
||
Аналитический |
Экскурсия в деревню «Великий Бор». Беседа с местными жителями о традициях и обрядах. |
2 |
Сценарий обряда «Проводы русалки» |
Составление сценария обряда «Проводы русалки». |
1 |
||
Поход по деревням Хойникского района с целью собрать и записать народный фольклор. |
2 |
Структурированные и систематизирован-ные собранные материалы по теме проекта |
|
Экскурсия в краеведческий музей г. Хойники с целью изучения материалов музейного фонда по данному направлению. |
2 |
||
Работа с литературой: Хойнікшчыны спеўная душа: народная духоўная культура Хойніцкага краю под ред. В.С. Новак, Памяць пад рэд. М.А.Ткачова. |
2 |
||
Посещение редакции районной газеты с целью изучения материалов по выбранной теме (архивные выпуски газеты) |
2 |
||
Участие в «Семейной гостиной» по теме «Моё родословное древо». |
1 |
Родословное древо |
|
|
Практическое занятие по теме «Основы создания интерактивных презентаций в программе PowerPoint. |
2 |
Умения создавать интерактивные презентации |
Практическое занятие по теме «Знакомство с программами по обработке фотоматериалов: Adobe Photoshop, Coral Draw. |
1 |
Фотоматериалы по теме проекта |
|
Практическое занятие по теме «Знакомство с программами по обработке видеоматериалов: ProShow Producer, Sony Vegas. |
1 |
Видеоматериалы по теме проекта |
|
Создание проекта |
6 |
Проект «Каштоуная спадчына» |
|
Создание интерактивной игры. |
3 |
Интерактивная игра-викторина «Спадчына» |
|
Презентационный |
Участие в конкурсе компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.BY». |
1 |
Публичная защита проекта |
Выступление на районных Покровских образовательных чтениях. |
1 |
||
Выступление на Свято-Иоанновских чтениях. |
1 |
||
Выступление на региональном интерактивном фестивале «Я люблю Беларусь» |
1 |
||
Участие в научно-практической конференции «Поиск». |
1 |
||
Публикации в СМИ. |
1 |
Статьи |
|
Итого |
35 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотические качества выступают важной составляющей разносторонне развитой, нравственно зрелой личности с активной гражданской позицией. Вовлечение учащихся в деятельность по созданию электронных ресурсов по истории и культуре родного края является эффективным средством формирования патриотического сознания учащихся. Целенаправленная работа в данном направлении стимулирует желание учащихся заниматься поиском, проводить исследования, сохранять память поколений.
Использование данной системы работы помогло достигнуть определённых результатов:
2017 год – диплом II степени в областном этапе республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.BY»;
2018 год - диплом II степени в областном этапе республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.BY»;
2019 год - дипломы II и III степени в областном этапе республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.BY»;
2020 год – диплом I степени в районном этапе республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.BY»;
2020 год - дипломы II и III степени в областном конкурсе «Голоса малой родины»;
2020 год - диплом III степени в областном этапе республиканского конкурса «Паруса Победы»;
2020 год - диплом II степени в заключительном этапе республиканского конкурса «Паруса Победы»;
2020 год – диплом III в заключительном этапе республиканского фестиваля-конкурса творчества детей и молодежи «Венок славы».
Список литературы
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. - №9. – С. 5–6.
- Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. – СПб., 1998. – 1534 с.
- Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы / Л.Н. Буйлова // Бюллетень. – 2001. – №2
Вернуться в раздел Методическая копилка