- Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
- Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.
- Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если необходимо запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуется повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
Самым неэффективным и «затратным» по времени является «зубрежка», хотя этот метод используется чаще всего.
Однако есть случаи, когда «зубрежка» необходима (например, если нужно запомнить даты, имена, названия и т.п.).
При этом рекомендуется соблюдать следующую процедуру:
- повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить;
- повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды;
- повторить, выждав 10 минут (для запечатления);
- для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа;
- повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).
Известно, что лучше запоминается и дольше сохраняется в памяти:
та информация, которую мы воспринимаем внимательно, сосредоточенно;
то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);
то, что нам приятно (в процесс вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);
та информация, которая воспринимается разными органами чувств (необходимо читать и рассказывать, чертить схемы и графики, писать тезисы или планы и т.д.);
информация, которая неоднократно повторяется.
Вернуться в раздел Итоговая аттестация