«Экзамен – для меня всегда праздник, профессор!»
- знаменитая фраза одного из героев комедии Гайдая,
студента, разработавшего хитроумную, но, увы,
раскрытую тем самым профессором, систему «списывания».
Действительно ли экзамены для нас праздник, или всё же это
один из сложных и напряжённых моментов в нашей жизни?
Начнём с того, что все люди (и это давно доказанный факт!) делятся по типам восприятия информации (то есть по тому, как и с помощью чего они запоминают и усваивают её) на три вида. Это связано с тем, какие отделы нашего головного мозга развиты в большей степени. Подробнее об этих видах.
Вид №1: Аудиал. Такие люди хорошо запоминают информацию на слух, легко воспринимают любой аудиоматериал, то есть у них более развито слуховое восприятие.
Вид №2: Визуал. У этих людей более развито зрительное восприятие, и тогда они хорошо усваивают то, что видят и что рассматривают.
Вид №3. Кинестетик. В ответ на поступающую из мира информацию кинестетики мысленно создают в голове «образ», который может олицетворяться с эмоциональными ощущениями человека, услышанным запахом и т. п.
Большинству людей свойственно преобладание одного из видов восприятия, но бывают и смешанные типы.
Знать о своём типе восприятия информации очень важно, так как именно это знание помогает выработать свои собственные способы подготовки к экзаменам, чтобы легче и быстрее усваивать и запоминать материал.
Три простых способа узнать свой тип восприятия (легче всего провести задания в паре с партнёром, другом, родителем).
- Нарисовать на листе А4 в 16 – клеточной табличке (4*4 квадрата) 16 любых картинок и знаков, по одному в каждом «квадрате-окошке». Это могут быть цифры, буквы, знаки вычисления, простые изображения (например, солнышко или домик). Нельзя показывать таблицу партнёру до начала испытания. После продемонстрировать таблицу партнёру, задача которого за 20 секунд запомнить и после обозначить как можно больше изображений. Если из 16 картинок партнёр вспомнил 10 и более, можно говорить о том, что ему свойственен визуальный тип восприятия (зрительный).
- Точно так же проверяем восприятие слуховое. Предварительно придумав 16 несложных слов (стол, тарелка, бумага) мы чётко и ясно проговариваем их партнёру по упражнению. Если, прослушав все слова, партнёр вспомнил 10 и более слов, то мы предполагаем у него аудиальный тип восприятия (слуховой).
- Необходимо написать пальцем три слова (поочерёдно) на спине у партнёра. Не спешите. Если партнёр назвал слова верно, это может говорить о типе восприятия информации кинестетическом (с помощью образного мышления).
Если ни в одном из предложенных заданий особенных успехов не было достигнуто, то возможно, у вас смешанный тип. Советую прочесть и попробовать предложенные мною советы для каждого типа и выбрать для себя наиболее интересные и результативные.
«Копилка советов»
(как правильно заучивать и запоминать информацию, учитывая собственный тип восприятия).
А. Если вы – визуал:
v При чтении материала используйте отметки в тексте, выделение разными цветами важных мест;
v Вам выгоднее всего использовать конспектные записи с чётко выделенными ключевыми понятиями, красочными схемами и таблицами;
v Полезно по вопросу составлять письменно план ответа;
v Вывешивайте на видные места в доме карточки с основными фразами и формулами.
Б. Если вы – аудиал:
v Всегда читайте вслух, соблюдая паузы и интонацию, ту информацию, которую стремитесь запомнить;
v Прослушивайте запоминаемый материал в записи (предварительно его можно записать на диктофон);
v Придумайте маленькие песенки или стишки, зарифмовав в них правила и теоремы, повторяйте их;
v Пересказывайте кому-либо информацию, которую стремитесь запомнить.
В. Если вы – кинестетик:
v Ни в коем случае не зубрите (!), а лучше постарайтесь понять смысл информации, выделите самые яркие детали и изобразите мысленно или на бумаге материал в виде фильма или комикса, или даже рекламного плаката;
v Концентрируйтесь на своих ощущениях во время прочтения или прослушивания той или иной информации, вызывает ли она у вас радость, или негодование, или, может быть, восторг;
v Сравнивайте, ищите нестандартные решения вопросов, это – ваша сильная сторона.
Все вышеуказанные способы хорошо использовать также при изучении иностранного языка.
И напоследок, советы для всех типов:
v Помните о том, что любая информация запоминается в разы быстрее и проще, чем больше вы её поняли и разобрались в ней. Поэтому в «зубрёжке» смысла мало, вникайте в смысл, так действительно легче запоминать.
v Учите и изучайте с перерывами, пусть понемногу, но постоянно, ведите «поэтапный план» подготовки к экзаменам. Наш мозг устроен так, что таким образом ему легче усваивать новое.
v Отдыхайте, периодически меняйте кардинально и обстановку и вид деятельности. Например, прогуляйтесь к реке, послушайте пение птиц и… снова за учёбу. Отдых в этот период не менее важен, чем упорное корпение над учебником.
v Не забывайте кушать, вовремя организованный приём пищи тоже очень важен для памяти. Отдавайте предпочтение легким продуктам (салатам, нежирному мясу, рыбе), не переедайте, иначе нагрузка на мозг только увеличится.
v Совет родителям: поддерживайте ваших выпускников, абитуриентов и студентов! Ваша поддержка, тепло и принятие сейчас важны, как никогда.
И последнее: верьте в себя и свой успех в любом случае!
Успехов вам и удачных «жизненных» экзаменов!
Вернуться в раздел Итоговая аттестация