Методическая копилка

«Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве». Обучающий семинар

Методические материалы для работы с педагогами

 

Тема 1. «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве». Обучающий семинар

 

 Методические комментарии.

Представленный семинар будет полезен всем категориям педагогических работников. Особенно актуальна данная тема для учреждений образования, которые ставят перед собой цель формирования и развития системы духовно-нравственного воспитания и неформально подходят к решению этой цели.

На первом этапе движения образовательной организации в данном направлении особенно важным фактором развития является правильное осознание педагогическим коллективом смысла процесса духовно-нравственного воспитания. Данный теоретический вопрос, несмотря на его кажущуюся простоту, в сознании современных педагогов имеет очень разную, иногда противоречивую, трактовку. Это существенно осложняет процесс становления системы духовно-нравственного воспитания в образовательной организации. Семинар проводится в активной и интерактивной стратегии, с применением элементов технологии критического мышления. Особая роль в ходе семинара отводится работе с этимологическим значением слов, составляющих само понятие «духовно-нравственное воспитание». Такой подход дает возможность участникам семинара погрузиться в тему, актуализировать имеющиеся у них теоретические знания из области педагогики и психологии, соотнести теорию с практикой своей педагогической деятельности, выявить имеющиеся противоречия и свои профессиональные дефициты.

Цель семинара: осознание педагогами смысла понятия «духовно-нравственное воспитание», а также системообразующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве.

Организация пространства аудитории: столы и стулья расставлены для групповой работы. Количество участников в группе – 3-5 человек. Количество групп – не более 6.

Необходимое оборудование: - мультимедийный комплекс; - бумага для записей (на каждого участника); - доска, маркер (для доски); - магниты или бумажный скотч; - листы формата А3 – по 3 на каждую группу; - маркер для бумаги – по 1 на каждую группу.

Ход проведения семинара:

  1. Вводное слово модератора.

Постановка цели – осознать смысл понятия «духовно-нравственное воспитание». Движение к цели будем осуществлять через актуализацию имеющихся у нас знаний. Начнем с понятия «воспитание». Это хорошо известный нам педагогический термин, который мы постоянно используем в своей работе.

  1. Индивидуальное задание.

Дать определение понятия «воспитание», записать его на отдельном листе. Модератор по мере выполнения задания собирает листы с записями.

  1. Обсуждение и обобщение результатов выполнения задания.

 Практика показывает, что определения, которые дают педагоги, очень разнятся между собой. Модератор в ходе общего обсуждения закрепляет ответы участников на доске, объединяя их согласно следующим признакам:

1) Процессуальные характеристики воспитания («Каким образом осуществляется процесс воспитания?»).

2) Содержательные характеристики воспитания («Что именно воспитываем в ребенке?»).

В ходе обсуждения процессуальных характеристик необходимо актуализировать преимущества и риски различных подходов к воспитанию. При обсуждении обращаем внимание на следующие вопросы:

  • Какие роли в процессе воспитания при данном подходе отводятся педагогу и ребенку?
  • Какие образы и ассоциации возникают у вас при обсуждении данного подхода?

Наиболее часто в ответах педагогов встречаются следующие процессуальные характеристики.

- «Воздействие».

В данном контексте ребенок рассматривается как объект, а сам процесс видится однонаправленным. Это тип «субъект-объектных» отношений, который часто подвергается критике, поскольку он не учитывает индивидуальных особенностей развития ребенка.

- «Формирование».

 Этот термин достаточно широко употребляется педагогами. Следует обратиться к образу, который сразу находит отклик в аудитории: младшего школьника часто сравнивают с пластилином, потому что ему еще легко можно придать форму. Возникает провокационный вопрос: чем старше ребенок, тем тверже становится «материал» его души, следовательно, он будет оказывать педагогу большее сопротивление. Какими же тогда должны быть меры воздействия для достижения желаемого результата?

- «Научение, передача знаний (о нормах поведения)».

При обсуждении такого подхода необходимо обратить внимание на этапы присвоения духовно-нравственных ценностей белорусского народа. Когнитивный этап (знание о ценности) является лишь началом становления ценностной сферы личности. На этом этапе у ребенка еще не может сформироваться внутренний мотив нравственного поступка. В частности, большинство людей, совершивших преступления, знают нормы закона и морали.

 - «Привитие» (норм и правил поведения).

«Прививка» - биологический термин, он предполагает искусственное приживление к дикому саженцу почки или побега культурного растения, причем хирургическим путем. Ребенок («саженец») в данном контексте не рассматривается как носитель культурной традиции в ее онтологическом смысле.

- «Раскрытие» (задатков, способностей).

Явным преимуществом такого подхода является взгляд на ребенка как на субъект педагогического процесса. Однако следует задуматься над тем, что в душе ребенка педагог встречается не только с положительными задатками, но и с теми, которые лучше не раскрывать, а изживать.

- «Взаимодействие» (педагога и ребенка). Наш педагогический опыт показывает, что не только мы воспитываем детей, но и дети воспитывают нас. Личностный рост человека любого возраста возможен только в диалоге субъектов. Также обращаем внимание на такие характеристики процесса воспитания, как педагогическая поддержка и создание условий для развития. После завершения обсуждения процессуальных характеристик воспитания модератор очищает доску. Далее в ходе обсуждения ответы участников семинара вновь объединяются на доске, но уже на основе содержательных характеристик процесса воспитания. Чаще всего встречаются следующие характеристики.

- Правила и нормы поведения в обществе.

 Не отвергая этой характеристики как таковой, следует обратить внимание на то, что этим не исчерпывается воспитание. Необходимо актуализировать в ходе обсуждения проблему социально желательного поведения, к формированию которого, как правило, приводит данный подход.

- Конкретные социально значимые личностные качества или ценностные ориентации, которые педагоги называют в зависимости от своих предпочтений (например, патриотизм, гражданственность, толерантность, уважение к старшим и т. д).

Модератору необходимо от конкретных перечисленных качеств выйти на обобщающее понятие «ценности», либо используя для этой цели те ответы, в которых встречается данное понятие, либо путем наводящих вопросов. На данном этапе необходимо актуализировать у участников семинара определение национальных ценностей белорусского народа – «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях». - Традиция, связь поколений. Важно обратить внимание на эту характеристику как на одну из основополагающих, обсудить ее значимость для культурной самоидентификации ребенка. Важно выстроить комментарии модератора так, чтобы участники семинара принимали их как восполнение и развитие высказанной ими позиции, а не конфронтацию с ней. Действительно, развернутое понятие о Традиции охватывает и представление о принятых социальных нормах, и представление о добрых качествах личности, и представление о ценностях, ориентируя на анализ причин устойчивости норм, качеств и ценностей, признаваемых как самые важные.

  1. Работа в группах.

Задание: Используя материал предыдущего этапа работы, сформулировать определение понятия «воспитание» и миссию воспитательного процесса. Презентация итогов работы групп. Комментарии, обсуждение. На данном этапе модератор может предложить как один из вариантов свое определение: «Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника.

Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей (см. презентацию в электронном приложении).

  1. Работа с этимологическим значением слова «воспитание» в форме фронтальной беседы:

- выделить в слове корень (-пит-), объяснить его значение. Указать на однокоренное слово «питание»;

 - выделить в слове приставку (вос-), объяснить ее значения по аналогии с другими словами, образованными при помощи этой приставки: «восхождение», «восстановление», «восполнение»;

- попытаться сформулировать определение понятия «воспитание» на основе этимологии слова.

Возможный вариант: «Вскармливание» ребенка духовной пищей с целью придания его личности всей полноты развития.

  1. Работа в группах.

Актуализация представлений участников о духовности и нравственности.

Задание: Дать определение понятиям «нравственность» и «духовность» (примечание для модератора – именно в таком порядке). Презентация результатов работы групп, обсуждение.

Определение понятия «нравственность», как правило, не вызывает затруднений у педагогов. Результат работы групп с этим понятием чаще всего приводит к следующему определению: «Нравственность – это совокупность моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе». В определениях понятия «духовность» всегда появляются разночтения, а иногда даже противоречия. Одни педагоги (как правило, имеющие личный опыт религиозной жизни) связывают это понятие с устремлением человека к Богу. Другие под духовностью понимают развитый вкус к произведениям литературы и искусства. Третьи отождествляют духовность с нравственностью.

В ходе обсуждения необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

 - От каких слов этимологически производятся эти понятия? («дух» и «нрав»).

- Как вы понимаете значения этих слов? («дух» – способность преодолевать зависимость от природной предопределенности, принимать высшие ценности и идеалы в качестве основания жизни и действовать на основе ценностей и идеалов в любых ситуациях; «нрав» - характер, обычай).

- Как соотносятся эти понятия в педагогическом процессе? Почему государственный заказ ориентирует нас на духовно-нравственное, а не просто нравственное воспитание? Зачем нужно прибавление «духовнонравственное» к существительному «воспитание»? В качестве примера можно предложить для обсуждения простую ситуативную модель: представим себе, что некий человек совершил добрый поступок. Является ли этот поступок нравственным? (Является, так как он направлен на благо других). Можно ли считать этот поступок духовным? (Мы не можем об этом судить, так как нам неизвестен мотив этого поступка).

В результате обсуждения необходимо выйти на определение духовности.

В качестве дополнения модератор может предложить определение духовного развития из психологического словаря: «Высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». В завершении данного этапа обращаемся к определению духовно-нравственного развития и воспитания

- духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

 - духовно-нравственное воспитание личности гражданина - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

  1. 7. Обсуждение вопроса о значении духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве.

Может ли воспитание не быть духовно-нравственным? Какое место, на ваш взгляд, должно занимать духовно-нравственное воспитание в современном образовании? Модератору важно вести дискуссию в плоскости обсуждения стержневой идеи  о центральном значении воспитания, которое со стороны содержания должно обращать человека к усвоению традиционных духовных ценностей, а со стороны процесса – создавать условия для духовно-нравственного развития личности. Значимым элементом дискуссии может стать обсуждение традиционных ценностей со стороны их содержания и их личной значимости для участников обсуждения. В завершении работы для продолжения внутренней индивидуальной рефлексии предлагается цитата В. Франкла: «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации».



Вернуться в раздел Методическая копилка
Соседние подразделы:
Памятки
ЭОР
Мероприятия

Выберите язык сайта

Контакты

(2346)41024
hnkgimnaziya@roohoyniki.by

ул. Лермонтова, д. 16, 247618, г. Хойники, Гомельская обл.,
Открыть контакты

2024

Выпускникам

Добро пожаловать!

Родительский универ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — Ещё один сайт на WordPress

Психологическая помощь

ШАГ

Память

Память и боль белорусской земли | Гомельская область | Гомель

Безопасность и право

Нет наркотикам!

Мы в СЕТИ