Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей, нельзя недооценивать, т.к. основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация собственного жизненного опыта, пробуждение нравственного чувства и самоанализ внутреннего состояния, действий. Такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Необходимо создавать такие ситуации погружения в себя. А потом дать возможность желающим поделиться своими открытиями с другими. Такие приемы можно объединить под общим названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит сообщение, посылаемое себе или другим.
Пример 1
Учащиеся начальной школы пожаловались на то, что их родители – очень занятые люди, разговаривать им некогда, они все время торопятся – и утром, и вечером, и в выходные. Вот дети и решили написать родителям письма, может, так они их быстрее услышат.
Здесь не приводятся выдержки из этих писем, хотелось бы обратить внимание на продолжение этого эксперимента. Об этих письмах узнали старшеклассники, ученики 10–11-х классов и тоже захотели написать подобные письма. Письма этих детей поражают глубиной размышлений о времени, о проблемах молодежи и семьи, ребята предлагают конкретные дела, чтобы изменить не только свою жизнь, но и улучшить состояние общества. Отрадно, что во многих письмах ребята называют проблемы, происхождение которых они связывают с падением нравов в обществе, а не с отсутствием, например, денег или с недостаточным уровнем материальной обеспеченности. Дети зачастую сами и предлагают, что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Они неравнодушны и не стесняются признаваться в теплых чувствах к родителям, хотя и критикуют их довольно остро.
Благодаря коммуникативным письмам педагоги вместе с родителями могли бы глубже понять потребности детей и изменить к лучшему свои отношения с ребятами.
Пример 2
ПИСЬМА, ПРОДИКТОВАННЫЕ СОСТРАДАНИЕМ
Подумайте, кто из ваших родных или знакомых нуждается в сочувствии и поддержке. Может быть, кто-то из них болен или страдает от одиночества. Может быть, кто-то недавно потерял близкого человека. Напишите этому человеку письмо. Постарайтесь найти слова, в которых выразились бы ваше сострадание и дружеское участие: Если не сумеете составить письмо, можете переписать и вложить в конверт стихотворение, которое называется «Друг друга понимать».
ДРУГ ДРУГА ПОНИМАТЬ
Чтоб дружбу накрепко спаять,
Друг друга надо уважать,
Давайте людям помогать
Расти, взрослеть, крепчать, мужать.
Мы разные, но не беда –
Поладить сможем мы всегда.
Ты – это ты, я – это я,
Мы настоящие друзья!
Смеемся мы или грустим,
Мы вместе, и на том стоим!
Незаконченное предложение
Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Лучше всего формулировать предложения от первого лица – в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.
Пример
Для того, чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимать их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить ученикам следующие предложения:
– Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил...
– Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и...
– В классе был мальчик, которого почему-то не любили, мне...
– У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь ей. Я...
Возможна и несколько иная форма проведения подобной работы. Можно опираться на действительные поступки детей. Тогда предложения будут иметь такую форму:
– Я показываю своей маме, что люблю ее...
– Я забочусь о папе, когда я...
– Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я...
– Я отношусь к незнакомым людям с уважением. Я...
Контраргументы
Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на проблемный вопрос.
Например, при обсуждении вопроса «Нужен ли человеку идеал?» можно предложить старшеклассникам взять лист бумаги, разделить его пополам, слева записать все аргументы против необходимости идеала, а затем справа – контраргументы, подтверждающие необходимость идеала. Очень важно начинать с негативной позиции, а потом ее опровергать.
Ранжирование
Этот прием позволяет ребятам осознать и осмыслить свои ценностные предпочтения, обсудить в групповой работе ценности индивидуальные и общие. Ранжировать, то есть распределять предметы и явления по степени их значимости для личности, можно двумя способами.
Первый – список ценностей предлагается учащимся в готовом виде, они должны лишь выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.
Второй – ученикам предлагается сначала самим определить содержание ранжируемых понятий, а уже затем распределить их по степени значимости для себя.
Например, следующее задание: возьмите 8 листочков и запишите на каждом из них то качество, которое вы больше всего цените в людях. А теперь разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и так далее. Потом качества зачитываются детьми, обосновывается, обсуждается их выбор.
Составление мини-сообщений
Составление мини-сообщений (ПОПС–формула) – это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос, составляется сообщение из 3–4 предложений по следующей формуле:
П – позиция «Я считаю, что ...»
О – обоснование «Потому что ...»
П – пример «Я могу подтвердить это тем ...»
С – следствие «В этой связи я делаю вывод ...»
Вернуться в раздел Методическая копилка