В учительской среде много говорится о роли дискуссии в духовно-нравственном воспитании. Нет необходимости пропагандировать дискуссию, учитель достаточно хорошо знает, к чему приводит информация, преподносимая учащимся в готовом виде, «на блюде», готовые (и непререкаемые) ответы на все учительские вопросы. Но во время дискуссии ученик часто слышит только самого себя, в шуме спора некоторые высказывания пропадают, даже учитель не всегда может свести воедино все мнения, ответить на все вопросы.
Предлагаем использовать метод так называемой скрытой дискуссии.
- Ученики высказывают своё мнение, своё понимание того или иного вопроса текста житийной литературы.
- Учитель наиболее интересные, а лучше спорные (!), оригинальные мысли выписывает на ватман, который висит в кабинете 2–3 дня. Ученики читают высказывания одноклассников (сверстников), спорят между собой.
- На следующем уроке учитель подводит некоторые итоги. При необходимости включается в дискуссию, подчёркивает, что некоторые рассматриваемые нравственные проблемы имеют однозначное решение (приводит авторитетные высказывания), на другие вопросы (если таковые были обозначены) однозначных ответов нет.
Работа с фрагментами жития:
- Предварительная информация учителя по вопросу (обозначение нравственных проблем, рассматриваемых в житии: терпение, перенесение тягот, мужество, верность избранному пути и др.) Так, изучая жизнь Смоленских святых, учитель может рассмотреть фрагмент «Осуждение преподобного Авраамия Смоленского» или поставить на обсуждение причину похода на татар «иноплеменного» Меркурия за землю Смоленскую.
- Учащимся предлагается работа над фрагментом: – разделить страницу тетради на 3–4 части, записать важнейшие, с точки зрения самого ученика, высказывания и характеристики проблемы фрагмента; – аргументировано высказать своё мнение.
- После того, как ученики получат возможность познакомиться с мнением одноклассников, обсуждение может стать коллективным.
- Учитель подводит возможные итоги (или ставит новые вопросы), делает заключение.
Подчеркнём, что описанные методические приемы могут быть использованы в процессе изучения любого произведения духовно-нравственного содержания – поэтического или прозаического. От учеников необходимо услышать то, что они думают, а уже потом помочь им разобраться во всей сложности нравственных, идейных, эстетических проблем.
П р и ё м « А н а л и з т е к с т а »
Для осмысленной работы с текстом используется прием «Анализ текста». Учащимся предлагается составить таблицу по форме:
Знаю |
Мне не понятно |
К этому необходимо еще вернуться |
Об этом надо прочитать |
|
|
|
|
Работая с текстом, они делаю
т определенные записи, соответствующие графам. Учащиеся при этом овладевают рефлексивным анализом, что важно для полного усвоения информации.
Р а б о т а с т е к с т о м :
с т р у к т у р и р о в а н и е м а т е р и а л а
Цели – привитие школьникам умений и навыков структурировать материал, выделять основные мысли, представлять их зрительно в хорошо запоминаемой форме; развитие умений говорить и слушать; обучение совместному труду в группе. 1. На первом этапе педагог рассказывает о различных формах представления стержневых (ключевых) мыслей.
Первый вид – самый простой – это представление основных мыслей в виде слов или коротких предложений. Слова или предложения записываются в столбик и нумеруются.
Второй вид оформления мыслей – «придание формы» данному материалу. На этом уровне слова, обозначающие главные содержательные мысли, соединяются друг с другом определенным «художественным» образом. К этому уровню относятся схемы «паучок», «генеалогическое древо», «выберем себе тропинку».
Третий вид оформления – это представление главных идей через сокращения и замену их условными обозначениями, знаками.
Желательно, чтобы образцы всех трех видов оформления листов опорных сигналов были представлены классу и находились перед глазами учащихся.
- На втором этапе учащиеся объединяются в малые группы. Каждая малая группа получает свой текст и читает его. Тексты у всех разные.
- После этого в группах каждый учащийся самостоятельно составляет опорный конспект данного текста.
- На следующем этапе учащиеся общаются в парах, обмениваясь мнениями об опорных конспектах друг друга. На этом этапе можно изменять свои опорные конспекты.
- На следующем этапе идет групповое обсуждение опорного конспекта. Группа может либо взять какой-то из уже созданных опорных конспектов, либо на основании созданных разработать новый. На этом этапе группа определяет выступающего, который должен «озвучить» опорный конспект перед всем классом.
- Представитель одной из групп презентует коллективную работу, выступает по опорному конспекту и излагает содержание прочитанного текста.
- После выступления представители других групп могут задать вопрос. На вопросы даются ответы.
- Представители других групп могут, если есть основания, дополнить выступавшего.
- Следующим шагом является выступление представителя другой группы и так далее, пока все не выступят. Выступления учащихся заканчиваются подведением итогов.
П р и ё м « С м о т р и м н а г е р о я г л а з а м и д р у г о г о »
Данный приём помогает активизировать учащихся на занятии. Детям дается задание – посмотреть на героя глазами… психолога, пустынножителя, президента, бизнесмена, студента и др. Так например, ситуацию, изложенную Н.В. Гоголем в повести «Шинель», о бесконечном «отнимании» у человека самого необходимого в жизни, можно рассмотреть с позиций цензора (Ах, какая крамольная вещь!), студента (а он сам нищий, и в нём пробудились или идеи революционного вмешательства в жизнь, или желание стать «народным заступником»)… и президента, которому сюжет повести должен помочь понять теперешнее состояние «маленького человека».
П р и ё м « В о о б р а ж а е м а я в с т р е ч а »
Увлекателен для детей способ в о о б р а ж а е м ы х в с т р е ч, который помогает активизировать интерес к урокам и обсуждаемым на них проблемам духовности и нравственности. Например, можно предложить обдумать тему и предмет разговора учёных, просветителей, любящих семейных пар т. д. Это будут персонажи из произведений житийной и художественной литературы, современной жизни. Диалоги, которые предстоит придумать и разыграть ученикам, – маленький театр. Он займёт от трёх до семи минут урока.
М е т о д ы и п р и е м ы р а б о т ы с п р и т ч а м и
«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключенное в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия» – так сказал В.В. Лавский в книге «Притчи человечества».
В духовно-нравственном воспитании притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Слово «притча» происходит от греческого «параболи», означающего сравнение, уподобление. В притчах используют образы, взятые из повседневной жизни, или намекающие на события, актуальные в данный момент. Притчи отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча».
Корень слова «притча» (-тча-) обозначает «теча», «теку» («бегу», «поспешаю») – тот же самый, что и в слове «предтеча». В тексте Библии на греческом языке притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни. Притча всегда сопровождается моралью, но эта мораль, как правило, не исчерпывает всей полноты ее смысла, а лишь акцентирует внимание на ее определенных аспектах.
Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских (Индия), конфуцианских (Китай), иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что привязывает событие, упоминаемое в рассказе, к реальному месту и времени, а в христианских или индуистских – действующие лица чаще всего не определены, обобщены. С помощью притч каждая традиция раскрывает для всех, независимо от уровня образованности или интеллектуального развития, глубочайшие тайны своего учения (истинные знания). Считается, что такая форма передачи истинного знания стала необходимой из-за неспособности людей воспринимать новые истины в отвлеченной форме, тем более что многие истины, высказанные прямо, вызывали у слушателей недоумение, а порой даже ожесточение и отрицание. Когда ученики Христа спросили Его, почему Он говорит притчами, Учитель ответил: «...для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют...» (Мф. 13: 10- 13). Дидактическое значение притч заключается в том, что они помогают ученику пережить радость личного открытия истины. Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств человека, выявляемых ситуацией. Образы и ситуации в притчах следует рассматривать как «игру символов». Рассмотрим некоторые примеры
Притча о человеке, построившем дом
Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.
Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.
К человеку приходили и просили о помощи другие люди, так как весь мир был объят пламенем. Люди страдали и умирали. Всем приходившим человек отказывал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг...
Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.
А н а л и з п р и т ч и
План: а) символы притчи; б) ценности, которые утверждает притча; в) основная мысль.
Примерные вопросы учащимся:
— Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает? (Нарисовать на доске лестницу и человека на верхней ступеньке).
— Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился»?
— Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу? (У человека цель – построить дом самый…, самый…, самый… Лучший в мире… Человек на ступеньке ниже).
— Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?
— Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе? (Человек на ступеньке ниже).
— Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?
— Какие чувства он у вас вызывает? (Человек на ступеньке еще ниже).
— Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?
— Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?
— Охарактеризуйте следующие качества человека: «равнодушие», «бессердечие». Как вы их понимаете?
— Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?
— Что такое ДОМ в жизни каждого человека?
— Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом? (Человек на последней ступеньке – внизу).
Вернуться в раздел Методическая копилка