«Как корабль назовёшь, так он и поплывёт»,– гласит народная мудрость. Как тему сформулируешь, так или «захватишь», или рассеешь внимание учеников с первых минут (секунд!) учебного занятия. Урок строится как новелла с п р о б л е м н ы м и б р о с к и м названием:
– «Зачем Илья Муромец уходит в монастырь и принимает монашеский постриг?»;
– «Кто красивее – княгиня Ольга или …(предлагается имя литературной героини, или добившейся успехов современницы, или красавицы модельного бизнеса)».
– «Катерина – значит «вечно чистая» (А.Н. Островский «Гроза» и житие святой Екатерины);
– «Почему Богородицу величают страшной Воеводой в акафисте Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии».
Цель такой постановки темы урока – активизировать мыслительную деятельность ученика, заинтересовать его, «бросить вызов», заставить задуматься над вечными, непреходящими ценностями: в чем смысл жизни; что есть идеал духовной красоты и другие.
Каждый урок должен начинаться и н т р и г о й . Стихи, афоризм, письмо, высказывание, афиша, страница газеты – всё может стать интригой. Но самое, пожалуй, интересное – использование в качестве интриги интервью, взятого у родителей по поводу их отношения, например, к иконе («Была ли в Вашей жизни встреча с иконой?..») или государственному празднику Дню семьи, любви и верности, неслучайно отмечаемому именно в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Учащиеся сами составляют вопросник и записывают ответы матери, отца или бабушки. Другое поколение – другое и видение. Хорошо 11 зная родителей учеников, учитель примерно может предполагать «отрицательные» и «положительные» оценки, которые могут быть использованы для управления, «дирижирования» мнениями. Интригой может стать и вопрос учителя: «Поставишь ли ты на свою “золотую полку” книгу “Отец Арсений” или Дёгтева В. “Аморальный приказ”?»
Интрига – это первое умственное действие, к которому приглашает учащихся учитель, заложивший в проект урока систему обучения анализу и синтезу, наблюдению и творчеству в работе над духовными и нравственными проблемами современности.
У п р а ж н е н и е « О ж и д а н и е »
В начале учебной работы по усвоению нового материала можно использовать упражнение «Ожидание», когда ученикам предлагается высказаться о своих ожиданиях по учебной теме. Можно предложить, например, следующий вопросный ряд:
– На какие вопросы вы хотели бы ответить, изучая тему?
– Какие первоначальные знания и представления по теме вы имеете?
– Как вы думаете, какие сложности при изучении данного вопроса могут возникнуть?
– Для чего в дальнейшем вам могут пригодиться знания по данной теме?
– Хотели бы вы объединиться в группы, изучая данную тему?
Составляя, подготавливая урок, учитель должен предусмотреть смену видов интеллектуальной деятельности учащихся и их сочетаемость. Их довольно много в арсенале каждого учителя, но мы иногда ленимся их применять, потому что легче строить урок по схеме: вопрос – ответ, что на уроках духовно-нравственных дисциплин недопустимо. Какие же умственные действия, посильные для учеников, помогут разнообразить и сделать обучение более эффективным на уроках православной культуры? Далее остановимся на приемах интеллектуальной деятельности, которые помогут разнообразить урок и реализовать развивающие и воспитательные цели.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Автор идеи «мозгового штурма» – американец Алекс Осборн – отмечал, что группы превышают потенциальную продуктивность того же 12 числа одиночек (А. Осборн). Отметим, что идея Осборна созвучна понятию соборный разум в Православии.
При первом обращении к «мозговому штурму» школьникам любопытно будет услышать историю о том, как появилась эта форма интенсификации мыслительной деятельности. В годы Второй мировой войны Осборн служил во флоте, и однажды их корабль получил сообщение о приближении торпеды. Столкновение могло произойти в любой момент, и тогда капитан, следуя практике средневековых пиратов, вызвал на палубу всю команду и велел высказывать любые, даже самые, на первый взгляд, нелепые идеи, которые бы ответили на вопрос: как спасти корабль при торпедной атаке? Корабельный кок, в частности, высказал предложение единовременно подуть, чтобы сбить торпеду с курса...
После войны Осборн вспомнил эту историю в кругу друзей, и они решили заново обсудить проблему и, между прочим, нашли в предложении кока рациональное зерно: в определенной степени напор воздуха, например, мощная струя корабельной помпы, действительно мог бы притормозить скорость разбега торпеды и дать возможность кораблю сманеврировать. В дальнейшем Осборн разработал основы того механизма, который он назвал «управляемым воображением» или «мозговым штурмом».
Цель данного приема – стимулировать группу к быстрому решению поставленного вопроса-проблемы, к быстрому генерированию большого количества идей. Группе дается определенная проблема для обсуждения.
Правила проведения «мозгового штурма», установленные Осборном, включают в себя следующие положения:
- Никакой критики. Негативные оценки предложенных идей должны быть отложены до более позднего этапа.
- Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались. Очень просто упустить идею и очень сложно ее найти.
- Чем больше количество идей, тем лучше, тем вероятнее нахождение оптимального варианта решения.
- Улучшайте и комбинируйте идеи. Кроме генерирования собственных идей, вносите свои предложения об улучшении вариантов решения, высказанных другими, или о возможной комбинации двух и более идей в одну более общую.
На первых порах, когда ученики только осваивают эту форму деятельности, можно проводить «мозговой штурм» со всем классом, при условии, что тема достаточно интересна и актуальна. Ученикам предлагается в течение двух-трех минут обдумать свои предложения, а затем высказать их.
«Классический» вариант «штурма» предполагает:
- Разделение класса на группы по 5–7 человек, в работу которых учитель не может вмешиваться.
- Формулируется вопрос-проблема, обосновывается задача его решения.
- «Штурм» поставленной проблемы. В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи (10–15 минут). Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого.
- Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма»).
- Публичная защита наилучших идей.
Этот вид коллективной деятельности полезен для школьников: он тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также обучает обдумыванию. Подбор заданий для «мозгового штурма» – дело нелегкое, поскольку п р о б л е м а должна быть ж и з н е н н а , а к т у а л ь н а для учеников, чем-то задевать их лично. Проблема не должна требовать специальных знаний, которые могут отсутствовать у детей, либо они должны быть заранее сообщены учащимся.
Примеры тем для обсуждения с помощью «мозгового штурма»
- У двери одного из благотворительных фондов столпотворение. Несколько десятков человек окружили дряхлого старичка. Он так громко рыдал, что люди просто не смогли пройти мимо. Оказалось, на День Победы дедушке-ветерану выдали пакет с гуманитарной помощью из Германии.
«Взгляните, люди добрые, иностранную подачку вручили. Вот, смотрите, – победителю прислали побежденные!» – с этими словами он дрожащей рукой сорвал с груди медаль «За отвагу» и бросил ее под ноги.
Нет, фронтовик не отрекся от награды, не изменил Родине, не осквернил этим память погибших товарищей. По большому счету, эта старенькая медаль – самое ценное, что у него осталось. За кусочком металла – целая эпоха: боль, страдания, страх, радость, печаль... Одним словом, то, через что человек «прошел» твердой поступью и с высоко поднятой головой.
Что же случилось в душе старого человека? Кто и как должен помочь ему оставаться победителем родной русской страны с высоко поднятой головой?
- – Инвалид Великой Отечественной войны, – говорит седовласый старичок, пытаясь подняться в автобус.
– У меня нет льготных мест, – отвечает водитель, – так что платите за проезд!
– У меня и денег-то нет. Вот, еду на почту, чтобы пенсию получить.
– Не морочьте мне голову: платите или выходите! – не унимался шофер, трогая с места автобус. Когда же старичок вошел в транспорт, водитель просто выгнал его прямо на глазах у честного народа.
Люди, которые поспешили к нему, чтобы оказать первую помощь, просто прозрели, когда пострадавший тихим голосом сказал: «Когда меня, сопливого пацана, 14 забирали на фронт, я даже и слова против не сказал. Пять лет бегал, как угорелый, под пулями. После войны женился, воспитал троих детей, которые, став взрослыми, разъехались по всей стране. Неужели я не заслужил, чтобы в старости на меня хотя бы не плевали?!».
Обсуждение проблемы беспамятства. Время настоящее сложное. Люди заняты собой, так что им не до ближнего и, тем более, не до стариков-ветеранов. А ведь их становится все меньше. Причем, многие отходят в мир иной неспокойно, без мира в душе, всеми забытые. Каждый день для них – это боль. И, несмотря на это, они не требуют особых почестей. Более того, они нас, молодых, вообще ни о чем не просят. А свою старость коротают с одним лишь желанием – чтобы мы не спешили их хоронить.
При обсуждении нравственной ситуации возможна работа с заповедями: «Почитай отца и мать, тогда долго и счастливо будешь жить на земле (Исх. 20, 12)», «Возлюби ближнего своего, как самого себя»).
- «Счастье – что это?»– спросили малыша. «Это когда все хорошо», – ответил он. Для него достаточно, чтобы были мама и папа, чтобы были игрушки, чтобы он был сыт и одет. Но с возрастом круг показателей, «обеспечивающих» счастье, растет, как снежный ком. Как думаешь ты, что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым?
Обсуждение проблемы богатства, славы, власти в человеческой жизни, их способности обеспечить человека счастьем. Признаки и призраки счастья.
Вернуться в раздел Методическая копилка