Проблема торговли людьми остается актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это постоянно развивающийся транснациональный вид преступной деятельности, приносящий колоссальные доходы и занимающий в криминальном мире лидирующие позиции по прибыльности. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в мире насчитывается от 21 до 36 млн. жертв торговли людьми. Ряд международных организаций высказывает мнение о необходимости пересмотра устаревшего ранжира, где торговля людьми занимала 3-е место в мире по криминальным доходам, так как с оборотом в 32 млрд. долларов США в год она уже опередила торговлю оружием и вплотную приблизилась к наркотрафику.
Республика Беларусь одной из первых на постсоветском пространстве признала проблему торговли людьми и на сегодняшний день участвует во всех определяющих международных договорах в данной сфере. Из участия в них проистекают и обязательства Беларуси в области борьбы с торговлей людьми, выполнению которых придается высокое значение.
В 2003 году в Беларуси ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол). Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. В 2013 году Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, которая вступила в силу для нашего государства 1 марта 2014 года. Сегодня Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, которая присоединилась к указанной Конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках нее обязательства, государство проделало значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с данным международным договором.
Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер и выстроены в четкую систему по следующим направлениям:
1) совершенствование национального законодательства;
2) деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация; 3) подготовка кадров;
4) международные усилия и сотрудничество.
Наряду с решением указанных задач уделяется большое внимание обеспечению доступа всех заинтересованных к статистике, отчетности и иной полезной информации в сфере борьбы с трафикингом, размещаемым в глобальной компьютерной сети Интернет.
Первое из рассматриваемых направлений – совершенствование национального законодательства.
В соответствии с международными договорами выработаны ключевые нормативные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность брачных агентств. Законодательно закреплено определение жертвы торговли людьми (это лицо, которое пострадало от торговли людьми, а также связанных с ней преступлений), определены меры
по защите и реабилитации жертв.
С 2002 года реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде программ. Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая и третья – на 2008 – 2010 и 2011 – 2013 годы соответственно (утверждены Главой государства). Четвертая и пятая программы были разработаны на 2013 – 2015/2017 – 2019 годы и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией (утверждены решениями координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). Они совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция). Уход в четвертой и пятой программах от одной лишь торговли людьми и объединение в них нескольких проблем было связано с существенным сокращением масштабов торговли людьми в республике (почти в 10 раз) и нецелесообразностью распыления сил и средств. В реализации всех антитрафикинговых программ активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально программы были ориентированы в основном на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, работу телефонов «горячей линии», создание социальной рекламы, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала МОМ и общественных объединений.
По инициативе Министерства внутренних дел (МВД) в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения, благодаря которым в стране сегодня действуют семь составов преступлений, охватывающих все виды и формы «современного рабства».
Вот эти составы:
1) статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;
2) статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»;
3) статья 181 «Торговля людьми»;
4) статья 1811 «Использование рабского труда»;
5) статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей);
6) статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если это привело
к эксплуатации человека за рубежом);
7) статья 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера
с изображением несовершеннолетнего» (в случаях, когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок).
Преступления, предусмотренные статьями УК 171, 1711 и 3431, влекут исключительно сексуальную эксплуатацию; статьей 1811 – исключительно трудовую эксплуатацию; статьями 181, 182 и 187 – сексуальную, трудовую и любую другую возможную эксплуатацию. Максимальное наказание по вышеуказанным статьям – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества.
В июле 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.
Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми приведено к международным стандартам национальное определение торговли людьми (это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия).
Для устранения конкуренции норм дано определение использования занятия проституцией (извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).
16 декабря 2014 года в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» внесены изменения и дополнения, которы определили основы идентификации жертв торговли людьми, а также ввели принцип 30-дневного срока на обдумывание ими своей ситуации, в течение которого человек, пострадавший от торговли людьми, может гарантированно реабилитироваться и принять взвешенное решение об обращении в органы уголовного преследования. Важно, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.
Во исполнение Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, утвержденный Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 года № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 года). Созданный механизм предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций.
Право на получение реабилитационной помощи в Республике Беларусь имеют две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно, однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.
Механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми вступил в силу и в настоящий момент действует на практике. Сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, а также об идентифицированных жертвах торговли людьми обобщаются и размещаются на официальном сайте МВД (это исключительно статистические данные).
Помимо этого, в Беларуси действует ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми.
6 февраля 2012 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета.
С 25 июля 2012 года действует постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 года № 41
«Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания».
С 2013 года ведется работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.
В 2014 году Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание (в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).
Второе направление противодействия торговле людьми в Беларуси – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация, которая сегодня разделена на две составляющие.
Первая затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре координирует деятельность МВД, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Следственного комитета (республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.
Вторая составляющая касается координации при идентификации, защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь МВД координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.
Ключевые министерства, задействованые в противодействии торговле людьми, имеют следующие основные функции.
В структуре МВД создана специализированная служба – главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции. Служба состоит из оперативных подразделений трех уровней: республиканского, областного (г. Минска) и районного.
На Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых в Беларуси усилиях по искоренению современного рабства. Также МВД координирует выполнение в Беларуси Национального механизма идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, ряд международных проектов в области борьбы с торговлей людьми. На сайте МВД размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, сведения о том, как не попасть в рабство и что делать в экстренной ситуации, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.
Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии МОМ.
Реабилитация жертв торговли людьми возложена на Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения. Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв в возрасте старше 18-ти лет (в его структуре действуют городские центры социального обслуживания семьи и детей и территориальные центры социального обслуживания населения, в большинстве из которых созданы «кризисные комнаты»). Министерство образования реабилитирует жертв в возрасте от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют социально-педагогические центры, большая часть которых располагает детскими социальными приютами). Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в домах ребенка системы Министерства здравоохранения (следует отметить, что случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси пока не выявлено).
Сегодня в Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи жертвам торговли людьми: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная, которая предоставляется коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места проживания жертвы; 4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка. Кроме того, в рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
Для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми в Департаменте по гражданству и миграции МВД с 2007 года действует телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу. В 2018 году по нему обратились за консультациями почти полторы тысячи человек.
При содействии Министерства связи и информатизации и МВД в 2011 году создана «горячая линия» с коротким номером «113», звонки на которую обслуживаются различными неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.
Помимо обслуживания «горячих линий», эти и другие общественные обединения, а также Представительство МОМ в Республике Беларусь выполняют значительный пласт другой работы в области борьбы с торговлей людьми. При поддержке МВД они проводят информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, создают и содержат свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены их самостоятельно выявлять и реабилитировать, а также участвовать в реализации государственного социального заказа.
Взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями в области борьбы с торговлей людьми осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.
На региональном уровне сотрудничество в рассматриваемой сфере строится на основании подписанных в каждой из областей республики Меморандумов о взаимодействии. На их основании в областях действуют междисциплинарные рабочие группы из представителей милиции, пограничной службы, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, адвокатуры, МОМ и региональных офисов Красного Креста, прокуратуры, судов, Следственного комитета, а также представителей масс-медиа и духовенства (в качестве наблюдателей).
Третье направление борьбы с торговлей людьми – это подготовка квалифицированных кадров.
В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.
С 2007 года на базе Академии функционирует открытый при содействии МОМ Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (МУЦ), который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ. При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв. С момента открытия в МУЦ проведено более 100 курсов повышения квалификации, в ходе которых прошли обучение свыше 2300 человек, и более 420 иных образовательных мероприятий (семинаров, форумов, «круглых столов») с участием свыше 4000 человек.
Специалисты МВД и иных заинтересованных государственных органов регулярно принимают участие в обучающих мероприятиях и обемене опытом в других государствах.
Следующее направление – международные усилия и сотрудничество в сфере противодействия трафикингу.
Здесь Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене. В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 года в г. Нью-Йорке Глава государства с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми. В развитие данной инициативы 30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.
В Республике Беларусь ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 года в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. Аналогичный международный форум проведен в г. Минске в 2015 году.
По инициативе Беларуси дата 30 июля объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днем борьбы с торговлей людьми. Ежегодно совместно с международными и неправительственными организациями МВД организует приуроченные к этой дате пресс-конференции, иные информационные мероприятия (выступления на открытии тематических молодежных лагерей, в СМИ и т.д.).
Государственными органами Республики Беларусь налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, МОМ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Управление по наркотикам и преступности ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другими. Соместно с ними ежегодно реализуются проекты международной технической помощи (МТП) в сфере противодействия торговле людьми, в особенности – перенаправления и идентификации пострадавших от нее лиц.
Позиции Беларуси в сфере противодействия торговле людьми на международной арене отстаиваются представителями МВД и Министерства иностранных дел, Постоянными представительствами Республики Беларусь при междуннародных организациях.
В свою очередь, выполнение нашей республикой своих обязательств в области противодействия торговле людьми подвергается мониторингу заинтересованных международных организаций.
Наиболее активным является изучение вопросов выполнения Беларусью Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми в лице Группы экспертов по борьбе торговлей людьми (ГРЕТА). На основании мониторинга, проведенного в 2016 – 2017 годах, в докладе ГРЕТА изложены рекомендации для нашей страны. Признавая важность этих рекомендаций, отметим, что некоторые из них сегодня уже воплощены в законодательстве и применяются на практике. Другие предполагают переработку законодательства в формально-декларативных целях, либо несогласуются с ним, либо носят спорный характер.
Помимо этого, МВД периодически предоставляет обощенные сведения в Государственный департамент США для составления ежегодного доклада о торговле людьми. На сегодняшний день, по субъективному мнению и ранжиру американской стороны, Беларусь находится здесь в третьей страновой группе. Однако как само наше государство, так и ряд международных организаций обоснованно не разделяют эту позицию, признавая роль и усилия Беларуси в борьбе с «современным рабством» заслуживающими международного признания.
Можно уверенно отметить, что сегодня принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми и связанным с ней преступлениям показывают свою эффективность и отвечают особенностям внутренней и внешней ситуации в данной сфере.
В настоящее время Беларусь все меньше, но прожолжает оставаться страной происхождения «живого товара». При этом основные формы торговли людьми остаются в нашей стране практически неизменными с 2000 года – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации (в 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов).
Самой распространенной формой торговли людьми в Беларуси является сексуальная эксплуатация. Из 5 679 жертв торговли людьми, установленных в 2002 – 2018 годах, сексуальной эксплуатации подвергся 5 041 человек, трудовой – 635, изъятию органов – 3. Из общего количества жертв торговли людьми 12,5% (710 человек) – несовершеннолетние.
В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют белорусских женщин в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации. Основным вектором вывоза граждан Беларуси с целью трудовой эксплуатации является Россия (в течение последних 5 лет несколько случаев выявлено в Турции и Польше).
Сегодня трафикеры, действующие в сфере внешнего трафикинга, для личной безопасности стараются принимать «живой товар», находясь в стране назначения и избегая приезда в Беларусь. Вместе с тем отдельные из них, используя местные криминальные связи, периодически продолжают приезжать в республику с целью вербовки женщин для занятия проституцией за границей. В таких случаях подразделения по противодействию торговле людьми действуют на упреждение и задерживают трафикеров при попытках вывоза наших граждан за рубеж в целях последующей эксплуатации.
С 2005 года правоохранительными органами Беларуси перекрыто 707 каналов вывоза людей за границу для эксплуатации. Также с 2006 года в республике выявляются случаи, когда Беларусь сама выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из Вьетнама (16), России (15), Украины (2) и Молдовы (1), подвергшиеся эксплуатации на территории Беларуси.
В сфере внутренней эксплуатации (когда жертвы эксплуатируются на территории нашей страны) сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой. При этом с 2011 года наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее же число последних преобладало в среднем в два-три раза, а в 2006 году – в девять раз).
Отдельно рассматривая трудовую эксплуатацию, следует отметить, что с 2005 года в Беларуси выявлено 145 связанных с ней преступлений, из них 116 сопряжены с вывозом жертв за рубеж, 29 совершены внутри страны. Пик преступлений, повлекших трудовую эксплуатацию, пришелся на 2008 год, после чего ситуация стабилизировалась и с 2010 года ежегодно выявляется не более 10 таких преступлений.
Отдельно рассматривая внешнюю трудовую эксплуатацию, заметим, что в Республике Беларусь уголовная ответственность за незаконное трудоустройство граждан за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация (под ней понимается незаконное принуждение человека к выполнению работ или оказанию услуг, в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей, в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством).
Деятельность в сфере трудоустройства за границей находится под контролем МВД и требует получения специального разрешения (лицензии) от Департамента по гражданству и миграции. Сегодня в Беларуси легальной деятельностью по трудоустройству граждан за границей занимаются 234 субъекта хозяйствования. При этом, если в 2011 – 2013 годах наблюдался рост числа административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан за рубежом, то впоследствии в данной области наметилась тенденция к снижению.
Совместная работа МВД и заинтересованных государственных органов, международных организаций и общественных объединений, проведенная в 1999 – 2018 годах, позволила существенно минимизировать масштабы торговли людьми в нашей стране. Пик фактов торговли людьми (исключительно статья 181 УК) пришелся на 2005 год, когда было выявлено 159 фактов с признаками таких преступлений. В дальнейшем ситуация заметно стабилизировалась и в последние пять лет ежегодно выявлялось не более 8 фактов торговли людьми.
С 2000 по 2018 годы в Беларуси выявлено 4279 преступлений в сфере трафикинга (предусмотрены Палермским протоколом), в том числе 697 фактов с признаками «чистой» торговли людьми (статья 181 УК). Ликвидировано 22 преступные организации и 85 организованных групп, занимавшихся торговлей людьми и связанными с ней преступлениями.
Неотьемлемой чертой современного международного трафикинга является организованность и устройчивые каналы, а также вовлеченность в него жителей различных государств (транснациональность).
В мае 2018 года в Национальном аэропорту «Минск» задержана с поличным жительница Гродненской области, которая с 2017 года в составе международной преступной группы из числа жителей Турции, Беларуси, России, Молдовы с применением обмана вербовала и организовывала выезд белорусских женщин в г. Стамбул для занятия проституцией под контролем своего любовника и его соучастников. На начальных этапах женщинам обещались высокие заработки и привлекательные условия «работы», ее легальный характер. Однако по прибытии в страну назначения они оказывались в нелегальном и зависимом от трафикеров положении, подвергались долговой кабале, не обещанного вознаграждения, ограничивались в передвижениях, подвергались «штрафам», психологическому и физическому насилию за отказы от обслуживания клиентов или некачественное оказание сексуальных услуг. Установлены не менее 9 завербованных обвиняемой гражданок Беларуси. При этом одна из них впоследствии, стремясь улучшить свое положение, сама стала оказывать пособничество трафикерам в использовании занятия проституции своих соотечественниц. Кроме того, установлено, что одна из подконтрольных трафикерам белорусок при невыясненных до конца обстоятельствах погибла вследствие падения из окна во время выезда к клиенту. Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 181 УК (ведется предварительное следствие).
Выявление и раскрытие подобных преступлений невозможно без эффективного взаимодействия правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения.
В июле 2018 года в ходе совместной операции МВД Беларуси и Израиля пресечена деятельность преступной группы, занимавшейся организацией и использованием в Израиле занятия проституцией гражданок Республики Беларусь. В Беларуси задержан 1 трафикер-вербовщик (постоянно проживавший в нашей стране израильский гражданин), в Израиле – 7 организаторов и иных соучастников (жители страны назначения). Установлены 5 белорусок, оказывавших подконтрольные сексуальные услуги в Израиле.
В отношении задержанного в Беларуси трафикера возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 171 УК (направлено в суд).
Продолжают выявляться и случаи трудовой эксплуатации граждан Республики Беларусь за границей.
В апреле 2018 года возбуждено и расследуется уголовное дело по части 2 статьи 181 УК в отношении находящейся в Турции жительницы Витебской области, которая под предлогом устройства на работу путем обмана в части рода и условий предстоящей деятельности вербовала и организовывала выезд в Турецкую Республику гражданок Республики Беларусь, где последние подвергались трудовой эксплуатации, принудительно занимаясь консумацией в увеселительных заведениях.
Кроме того, сохраняет актуальность проблема трудовой эксплуатации белорусских граждан внутри страны.
В январе 2018 года задержан житель Минской области, который на протяжении 2-х лет с применением насилия и угроз принуждал безработного земляка к безвозмездной работе на его приусадебном участке, а также удерживал там, приковывая цепью. В случае бегства эксплуатируемого лица виновный отыскивал его и возвращал к рабскому труду посредством физического насилия и угроз (в том числе с применением огнестрельного оружия), а также похищений (принудительно перемещая в багажнике своего автомобиля). Возбужден ряд уголовные дела по частям 1, 2 статьи 1811 и пункту 4 части 2 статьи 182 УК (виновный осужден к 6-ти годам лишения свободы с конфискацией имущества и наложением штрафа).
В мае 2018 года в Витебской области пресечена противоправная деятельность двух представителей народности «рома», которые, заключив договор подряда на оказание услуг животноводов с местным коллективным хозяйством и получив от него место для проживания, с 2016 года с применением обмана вербовали и перевозили туда безработных жителей Витебской и других областей, которых обманным путем ставили в материально-зависимое положение и вынуждали безвозмездно выполнять обязанности пастухов, получая вознаграждение вместо них. Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 181 УК (ведется предварительное следствие).
Помимо этого, в последние годы все чаще отмечаются случаи, когда эксплуатация белорусских граждан внутри страны тесно сопряжена с преступлениями против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.
В октябре 2018 года возбуждено и в настощее время расследуется уголовное дело по части 3 статьи 181 УК в отношении двух жительниц Витебской области, которые из корыстных побуждений путем злоупотребления доверием передали своих малолетних дочерей гражданину Ирака для эксплуатации. Эксплуатация выразилась
в использовании девочек для удовлетворения сексуальных потребностей указанного и других мужчин путем совершения в отношении потерпевших насильственных действий сексуального характера, в том числе связанных с изготовлением порнографических материалов (отдельно возбуждены уголовные дела по фактам сексуальных преступлений и оборота детской порнографии).
Наиболее актуальные сегодня для Беларуси формы трафикинга – организация и использование занятия проституцией, а также вовлечение в нее (статьи 171 и 1711 УК) – обсусловлены высоким спросом на платные секс-услуги, порождающим предложение.
В Беларуси занятие проституцией является административным правонарушением (предусмотрено статьей 17.5 КоАП). Оно наказывается штрафом или административным арестом.
В настоящее время на оперативных учетах подразделений по противодействию торговле людьми состоят 2422 лица, занимающихся проституцией, из них 1114 – в г. Минске (46%, или почти половина от общего числа по республике).
В прежние годы основное количество лиц, занимающихся проституцией, концентрировалось на автотрассах и улицах городов (до 70%), около 20% – в гостиничном секторе, 10% – в печатных изданиях и сети Интернет. В настоящее время с развитием современных технологий значительно увеличился удельный вес лиц, предлагающих сексуальные услуги в сети Интернет (37% от общего количества). В этом сегменте отмечена наибольшая численность состоящих на учете лиц – 895 (37%). Остальные лица, занимающиеся проституцией, действуют на улицах и трассах – 573 (24%) и 567 (23,7%) соответственно, в гостиничном секторе – 98 (4,1%), увеселительных заведениях – 63 (2,5%), банях и саунах – 58 (2,4%), печатных изданиях – 53 (2,2%), элитной среде – 51 (2,1%), в прочих сферах – 64 (2,6%).
Круг потребителей услуг проституток достаточно велик и включает в себя не только состоятельные слои общества. При относительно небольших гонорарах некоторых проституток они доступны и широким слоям населения. Соответственно цены на оказываемые проститутками услуги имеют весьма широкий диапазон.
В 2018 году в Беларуси к административной ответственности за занятие проституцией привлечены 1297 лиц, из них повторно в течение года (часть 2 статьи 17.5 КоАП) – 624. Наибольшее количество в г. Минске – 572 правонарушителя, что вызвано самой высокой концентрацией указанного контингента, а также в Гомельской (199) и Витебской (166) областях. Активно внедряется практика наложения взыскания в виде административного ареста, которое по республике в 2018 году применено в каждом 4-м случае (305 фактов). Данная практика обусловлена тем, что лишь 10-15% задержанных за занятие проституцией лиц своевременно уплачивают наложенные штрафы.
Необходимо отметить, что анализ ситуации, связанной с занятием проституцией, свидетельствует о развитии «студенческой проституции», что наиболее характерно для г. Минска. Студентки учебных заведений предлагают свои сексуальные услуги в основном в сети Интернет и ночных клубах.
В посдедние годы в Республике Беларусь встречаются также случаи организации «элитной» проституции, то есть оказания проститутками (имеющими модельную внешность) эскорт-услуг «с продолжением» VIP-клиентам из числа состоятельных бизнесменов и влиятельных зарубежных гостей. Однако эта проблема пока не носит массового характера, представлена единичными фактами и характерна лишь для столицы.
В доменном пространстве стран Западной Европы и США создаются специализированные интернет-сайты, на которых проститутки размещают рекламу своих сексуальных услуг. Стоимость такой рекламы варьируется от 50 до 100 долларов США в месяц. В сентябре-октябре 2018 года МВД предприняты меры по ограничению доступа к ряду сайтов с территории Беларуси, на которых проститутки посредством рекламы предлагают свои услуги сексуального характера.
В целом проводимые оперативно-профилактические мероприятия позволяют минимизировать масштабы распространенности проституции в нашей стране.
В комплексе с противодействием торговле людьми ведется борьба с оборотом детской порнографии, использование для изготовления которой ребенка законодательно отнесено к преступлениям, связанным с торговлей людьми.
С 23 февраля 2002 года в Республике Беларусь действует Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В данном документе содержится международно принятое понятие детской порнографии (любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях).
Государства-участники Факультативного протокола обязуются запретить торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Кроме того, в документе выражается обеспокоенность растущими масштабами торговли детьми с целью изготовления порнографии, доступностью детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся технологий. Также в Факультативном протоколе обоснованно декларируется недопустимость препятствования сомнений в подлинном возрасте жертвы началу уголовного процесса, включая расследование с целью установления такого возраста.
Тенденция распространения детской порнографии является общемировой, поэтому МВД и не могло не предпринять решительные шаги, направленные на упреждение и недопущение развития такой ситуации в нашей стране.
В 2008 году разработана редакция новой статьи УК, предусматривающая ответственность за изготовление и распространение детской порнографии. С декабря 2008 года в Беларуси действует статья 3431 УК «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего», предусматривающая максимальное наказание в виде 13 лет лишения свободы с конфискацией имущества (особо тяжкое преступление).
По инициативе МВД в 2012 году внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1571, утверждающее положение об экспертизе порнографических материалов. Этим постановлением закреплено понятие детской порнографии, отвечающее всем международным стандартам, в котором под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18-ти лет и учтены все основные критерии, указывающие на пагубность детской порнографии (не имеет значения, являются ли половой акт и иные действия сексуального характера реальными или смоделированными, так как они способствуют и оправдывают сексуальное насилие над детьми; спрос на детскую порнографию дает почву для производства и может стимулировать потребителя к сексуальному насилию над детьми путем прямого контакта).
Следуя современным вызовам и угрозам, а также мировому опыту, МВД продолжает активно инициировать и реализовывать новые меры по совершенствованию правовых и практических механизмов борьбы с детской порнографией.
В Законах Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и «О правах ребенка» имеются положения о том, что должности, связанные с осуществлением воспитательных и учебных функций, постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления, связанные с торговлей людьми, изготовлением и распространением порнографии, в том числе детской. Кроме того, Закон «О противодействии торговле людьми» официально включил использование детей для порносъемок в группу преступлений, связанных с торговлей людьми.
С 2011 года в МУЦ регулярно проводятся специализированные курсы для сотрудников правоохранительных органов по теме «Противодействие детской порнографии в Интернете», где изучается не только национальная практика указанной деятельности, но и полезный опыт правоохранительных органов других государств.
Отслеживание ситуации, связанной с распространением детской порнографии во «всемирной паутине», указывает на то, что в белорусском сегменте всемирной сети (домен «by») такие материалы отсутствуют. Основная часть детской порнографии содержится на иностранных ресурсах, а также в так называемом «даркнете». Для ее поиска и оборота используются различные программные продукты, имеющие в том числе возможность маскировки IP-адресов.
Все чаще встречаются случаи использования детей в изготовлении порнографических материалов посредством общения в социальных сетях (как правило, российских) и мессенджерах, где преступники применяют различные методы уловок и обмана, оставаясь анонимом или маскируясь под иное лицо, что позволяет им шантажировать детей.
Особой популярностью у любителей детской порнографии пользуются широко распространеные среди населения «пиринговые» (файлообменные) сети. Данные сети позволяют получать практически любой контент из раздающих папок других пользователей. Однако для этого, как правило, необходимо иметь и собственную раздающую папку, при попадании в которую любые материалы также становятся доступными остальным «заинтересованным». Таким образом, человек, скачивающий детское порно в «пиринговой» сети, часто сам становится его распространителем. Нередко такие лица попадают в поле зрения зарубежных правоохранительных органов. Поступающие по каналам Интерпола материалы и информация оперативного характера подтверждают, что количество граждан Беларуси, занимающихся распространением порнографических изображений в сети Интернет, увеличивается.
С 2009 года в Беларуси для изготовления порнографии в качестве «моделей»/«актеров» использованы 133 несовершеннолетних.
При этом практика показывает, что наиболее опасная черта оборота детской порнографии – это его сопряженность с преступлениями против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.
В марте 2018 года задержан житель г. Могилева, который с целью удовлетворения половой страсти, используя беспомощное состояние своего заведомо малолетнего крестника, на протяжении длительного периода времени вопреки его воле совершал в отношении последнего насильственные действия сексуального характера. Половые акты с потерпевшим виновный активно снимал их на камеру и распространял записи в сети Интернет. Возбужден и направлен в суд ряд уголовных дел по части 3 статьи 167, частям 2 и 3 статьи 3431 УК (виновный осужден к 10-ти годам лишения свободы с конфискацией имущества).
Придавая обоснованно высокое значение защите прав и интересов несовершеннолетних жертв торговли людьми, а также исходя из содержания ратифицированных государством международных договоров и Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», МВД отмечает, что вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение несовершеннолетнего в целях эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия.
С учетом того, что, несмотря на наличие в законодательстве указанной нормы-принципа, в Беларуси такие действия разроблены по различным статьям УК (санкции которых зачастую несоразмерны тяжести и общественной опасности торговли людьми), с конца 2017 года МВД прорабатывает вопросы внесения изменений и дополнений в УК на предмет отдельной криминализации торговли детьми как любого использования ребенка независимо от применения средств воздействия.
В то же время данная инициатива до настоящего времени не поддержана Верховым судом и рядом других правоохранительных органов. Также пока не находят достаточной поддержки и инициативы МВД в части криминалицзации активного потребления (коллекционирования) детской порнографии как основополагающего фактора и неотъемлемого элемента ее изготовления и распространения.
В целом предпринимаемые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений. Это заслуга совместной работы как государственных органов, так и заинтересованных международных и неправительственных организаций, которые не конкурируют, а дополняют друг друга.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, важно понимать, что для эффективного противодействия «современному рабству» необходимо вовлечение в борьбу с ним всего общества.