Целевая установка: воспитание чувства патриотизма и национального самосознания учащихся.
Актуализация темы
Классный руководитель приветствует учащихся, обращает внимание, что сегодня собрались в честь важной памятной даты.
- Как вы думаете, какую важную дату сегодня мы отмечаем?
Указом Главы государства в Республике Беларусь 17 сентября учрежден новый государственный праздник – День народного единства, а 2021 год объявлен Годом народного единства.
Педагог предлагает обсудить вопросы: что означает народное единство, и как оно должно проявляться.
Классный руководитель также может предложить интеллектуальную викторину «Листая словарей страницы…», в ходе которой учащимся предлагается определить понятие из словаря, составить из заданных букв слово, отражающее суть и содержание урока.
Например,
восточнославянский народ, составляющий основное население Беларуси (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка). Из этого слова берется первая буква (белорусы) – Б;
сплочение, укрепление каких-либо связей или результат такого действия. Из этого слова берется первая буква (единение) – Е;
явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. Из этого слова берется четвертая буква (наследие)- Л;
политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности и зависимости нации, народа, государства или страны. Из этого слова берется четвертая буква (независимость) – А;
социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Из этого слова берется вторая буква (традиции) – Р;
состояние развития нации или другого крупного общественного образования, сумевшего создать собственное государство. Из этого слова берется четвертая буква (государственность) – У;
автономность, независимость, обособленность; свойство или состояние по значению прилагательного суверенный (суверенность) Из этого слова берется первая буква – С;
единство, неразрывность. Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность. Это слово заканчивается на этот знак (общность) – Ь.
Классный руководитель подводит учащихся к мысли о том, что Беларусь – страна с богатейшей историей и самобытной культурой. Это край талантливых и трудолюбивых людей, предки которых славились мужеством и силой духа.
Основная часть
Экскурс в историческое прошлое
На данном этапе классный руководитель отмечает, что дата празднования Дня народного единства выбрана не случайно.
Классный руководитель предлагает учащимся краткую историческую справку.
Справочно
17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, разделенной в 1921 году по условиям Рижского мирного договора.
Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.
Для подготовки данного этапа урока педагогу рекомендуется использовать учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в.», авторы С.В.Панов, В.Н.Сидорцов, В.М.Фомин (Режим доступа: https://uchebniki.by/rus/skachat/id01795s) (Раздел II «Беларусь в условиях становления советского общества. Западная Беларусь в составе Польши 1921-1939 гг. (§ 8-9).
Можно пригласить на урок учителя истории и обществоведения или заранее подготовленных учащихся третьей ступени общего среднего образования, которые расскажут о данном историческом событии.
Также классный руководитель может использовать для просмотра видеоролики:
«День народного единства в Беларуси будут праздновать 17 сентября. Панорама» Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZrCwbUYfsMk&ab_channel= |
|
«Западная Беларусь в составе Польши: о жизни под давлением» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hAtuAg-MJhE&t=377s&ab_channel=)
|
Подготовленные учащиеся или сам педагог могут прочитать стихотворение М. Шаўчонак «Мая Радзіма», отрывок из поэмы «Беларусь» П. Броўкі и др.
Блоки «Мой родной край» и «Мой Герой» могут быть направлены на обзор краеведческого материала, позволяющего выявить особенности исторического развития региона, в котором проживают учащиеся.
Классному руководителю рекомендуется использовать материалы краеведческих музеев, публикации в местной периодической печати.
Можно организовать заочное виртуальное путешествие по родным местам учащихся.
Классный руководитель также может предложить обсуждение народных пословиц и поговорок, собранных В. Далем.
Например,
Из перечня пословиц и поговорок В. Даля предлагается выбрать те, которые лучше всего подходят к названию урока, привести примеры из жизни, подходящие по смыслу:
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Где сосна взросла, там она и красна.
Где родился – там и пригодился.
Плоха та птица, которой родное гнездо не мило.
В каком народе живешь, того обычая и держись.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Без корня и полынь не растет
и др.
Педагог подводит итоги обсуждения и отмечает родство и взаимосвязь, которые существуют между понятиями «единство», «патриотизм», классный руководитель отмечает, что в настоящее время понятие «родина» употребляется в двух смыслах: «малая родина» – конкретное место, где ты родился и вырос, и «Родина» – страна, в которой ты живешь.
Блок «Мой Герой» – учащиеся готовятся заранее: могут представить рассказ о Герое (знаменитом земляке или родственнике, который прославил малую родину, семью и др.), творческую работу в форме мини-сочинения, эссе, фотоколлажа.
Например,
Рассказ о Герое
Моего Героя зовут__________________________________________________
Он знаменит (важен, прославлен) тем, что_________________________
Мой Герой (выбрал эту профессию, совершил поступок)________________________________________________________
Он обладает такими профессиональными качествами, как__________________________________________________________
Мне нравится в моем Герое то, что __________________________________________________________________
(Творческие работы оформляются на цветных листах, после представления учащимися собственноручно прикрепляются на общий ватман, в результате чего формируется «живая газета»).
Классный руководитель может пригласить знаменитых земляков и предложить учащимся провести с ними интервью. В конце данного этапа педагог подводит учащихся к тому, что единство народа проявляется в приумножении того лучшего, что уже было сделано, через созидательный труд.
Заключительная часть
В конце урока учащиеся должны сделать вывод: новая праздничная дата календаря – 17 сентября важна и значима, основные условия народного единства – бережное и уважительное отношение к историческому наследию страны и приумножение молодежью того лучшего, что уже было сделано.
Вернуться в раздел Панорама идей
Мы едины!
|
|
Взгляд в прошлое
|
|
Интернет-ресурсы
1. 17 сентября 1939 года началось воссоединение Западной и Восточной Беларуси. 2.... |
|
Рекомендуем посмотреть
Западная Беларусь в составе Польши: о жизни под давлением. Главный эфир.... |
|
Знаете ли вы?
Знаете ли вы, что … ⸙... Национальный парк «Припятский» – единственное место на планете, где существуют первобытные пойменные дубравы. ⸙...... |
|
Познай Беларусь
|